Домой Разное «Желтые холмы» не то, чем кажутся

«Желтые холмы» не то, чем кажутся

0

Так с тюркского переводились «Тембосары», или «Дембоссары». Естественно, речь идет о современном городе Дубоссары. По одной из версий, он был основан как «столица» ханской провинции в период монголо-татар. Но это лишь одна из версий.


Здесь, как и в случае с топонимом «Тигина», следует обратиться к лингвистике и вариантам названия на старых картах: Дубэсарь, Дубасар, Томбасар, Томбасары, Томбашарь и так далее. Не исключаем, что желтые холмы здесь действительно были, но разные народности, как известно, примечают разные вещи. Лингвист Максим Сергиевский приводил известную версию с «дубасом» – так славяне называли барку с двумя-тремя мачтами, которая ходила по рекам Западный Буг и Висла. А родственное «томбас» по-турецки обозначает «понтон». Переправа, оказывается, важнее холмов! Но что за переправа?

На Днестре недалеко от современных Дубоссар существовал мост из дубасов. «Предполагаю наличие древнего сухопутного пути (берущего начало от скифских переправ) от Киева к Днестровскому лиману – городу Белгороду и Черному морю, – пишет в своем исследовании дубоссарский историк Константин Дюкарев. – Этот путь будет безопаснее всего по правому берегу реки (защищенный Днестром от нападения печенегов). Этот предполагаемый маршрут по правому берегу Днестра будет понятен без карты и знания местности любому, даже неопытному путешественнику, особенно православному паломнику в Константинополь. И уж тем более – этот путь будет понятен опытному купцу. Но он крайне неудобен в районе излучины Днестра. Для лучшего понимания предлагаю взглянуть на карту Приднестровья. То есть, идя вдоль правого берега Днестра, придется делать примерно 50-километровый крюк. Нужна надежная переправа».

Таким образом, для татар в поселениях в окрестностях Дубоссар были важны желтые холмы, а для других народов (возможно, турков?) – переправа. Но проливает ли это свет на вопрос о первых поселенцах в районе Дубоссар? Из рапорта Александра Суворова Петру Румянцеву от 2 апреля 1779 года можно узнать интересную информацию: в 1777 году город Томбасар (Дубоссары) уже имел двойное название и стал спорной территорией между турецким султаном и крымским ханом. В нынешних Дубоссарах краеведы говорят, что здесь была «турецкая земляная крепость, впоследствии срытая» (эта тема не исследована от слова «вообще»).

Суворов указывает следующее: крымский хан и российский посол настаивали, что, согласно русско-турецкому Кючук-Кайнарджийскому мирному трактату 1774 года, «все места, крепости и города, принадлежавшие издревле татарам, должны быть им возвращены». Настаивая, что это исконный крымско-татарский город, российский посол утверждает, что «касательно же Томбасара, довольно ясно сказано в трактате, что оный должен принадлежать татарам».

Турецкий посол настаивает, что Томбасар – никакой не исконный крымско-татарский город, а основан и принадлежал он издревле совсем «иным государствам», не имеющим никакого отношения к Крыму и татарам. А затем показывает бумагу, которая «объясняет право Порты на Томбасар, прося притом отправить оную ко двору».

По мнению Дюкарева, с согласия российской стороны город и его окрестности остались в 1777 году в подчинении Турции, во исполнение все того же мирного договора, а крымское ханство перестало на него претендовать. Таким образом, Россия признала, что Дубоссары были основаны явно не татарами, какой версии придерживались официальные источники.

Далее несоответствия продолжаются. Карты путает Василий Каховский, высокий государственный деятель, сторонник возвышения Новых Дубоссар как уездного центра в составе Херсонской губернии. В 1792 году, ни капли не сомневаясь, в письме к самой императрице Екатерине II он утверждает, что государствами, господствующими над городом, издревле были Польша и Молдавия.

В ранней редакции словаря Брокгауза и Ефрона Дубоссары были «опорным пунктом, городом в обширной Очаковской земле. Турецкие владения, которые (начиная с 1523 года) неоднократно были разгромлены Москвою, Польшею. И особенно – Запорожской Сечью». Но в более поздних версиях Брокгауз и Ефрон сначала заменили «турецкие владения» на «татарские», а затем и вовсе убрали это сообщение – возможно, убедившись в его несоответствии реальным фактам. Запорожской Сечи, например, на тот момент вообще не существовало. Эту неточность в цитировании могли использовать для доказательства татарского происхождения названия города.

Для меня как человека без исторического образования, но лишь дилетанта, интересующегося историей нашего края, происхождение Дубоссар так и остается неразгаданным. Ни один из историков не может привести точные доказательства той или иной версии. Впрочем, история – особая наука, пользующаяся массой различных источников, часто с самыми фантастическими финалами. Лохнесское чудовище, в конце концов, – тоже часть истории!

В этом случае можно снова согласиться с Константином Дюкаревым и его риторическими вопросами: «Читаешь все эти документы, и начинаешь теряться в догадках. Кем был основан наш город? Что происходило с Дубоссарами до 1523 года? Чьим был город Дубоссары с 1430-го по 1442‑й? (Великое княжество Литовское оставило его в 1430-м, а в состав Польши он вернулся лишь в 1442-м). Чьим же был нынешний город Дубоссары в период с 1430 года до второй половины XV века (когда в его окрестностях начали кочевать крымские татары)?». Действительно, этот период еще более интересен, чем пребывание Дубоссар в составе Едисана (Ханской Украины).

Нет никаких упоминаний о наличии мечети в Томбасаре или жителей-мусульман. Для сравнения: в Бендерах локализовано по меньшей мере 10 мечетей, которые там существовали во времена Порты. Зато была синагога (правда, скорее всего, появилась она намного позже). На территории Дубоссар в качестве памятника Средневековья известны лишь «турецкие подвалы», которые и сегодня разбросаны по всему городу, находятся даже на территориях частных домовладений обычных жителей. Неизвестно, есть ли связь между подвалами и существовавшей (возможно) земляной крепостью. Катакомб там, скорее всего, нет. Но история зиждется, в том числе, и на легендах. Старожилы отмечают, что у дома Брушки Ройтман (где впоследствии был штаб Котовского) в 1950-1970-х гг. асфальтовое покрытие регулярно уходило под землю в «турецкие подвалы». Здесь уже время для мистики: в 1980-х на этом месте работал единственный в Дубоссарах светофор (сейчас в городе, как известно, нет светофоров). Может, это лишь платформа для легенды, а может, именно на таких перекрестках можно найти ответы на загадки истории.


Андрей РАДЛОВСКИЙ.

Фото: www.slowopolskie.online

Exit mobile version