Трудно сказать, когда началась история денежного обращения на территории нынешнего Приднестровья. С определённой точностью можно утверждать лишь то, когда оно приобрело централизованность и управляемость – со времени вхождения этих земель в состав России.
Именно период с тех времён и до начала 2000-х и охватывает выставка «Денежные знаки времени», открывшаяся недавно в Тираспольском объединённом музее. На ней представлены как монеты, так и боны разных периодов. Последние, кстати, превалируют.
Среди экспонатов стенда, посвящённого дореволюционным временам, в первую очередь привлекает внимание вексель на три рубля. «Этот вексель дворянина Завадского был найден ещё в 60-е годы на чердаке при разборке старого дома и в 80-е он поступил в коллекцию нашего музея», – рассказала заведующая отделом истории Тираспольского объединённого музея Ирина Чайковская.
Очень интересен и стенд, рассказывающий о денежном обращении в нашем крае в период гражданской войны. Собственными денежными знаками Страна Советов обзавелась только в начале 20-х. Первые попытки, правда, были предприняты в 1919 году. Но дальше пробного выпуска тогда купюр малого достоинства дело не пошло. Поэтому до 1922 года вовсю ходили купюры прежних образцов – «катеньки» (банкноты царского периода) и «керенки», выпущенные после Февральской революции. У последних, кстати, была интересная вариация. «Керенки» продолжали печатать и после октября 17-го. Тот же самый двуглавый орёл (правда, потерявший после Февральской революции короны, скипетр, державу и щитки с земельными гербами), те же прочие элементы оформления. Но есть два отличия – в качестве года эмиссии указано «1918» и стоит подпись первого руководителя советского госбанка Георгия Пятакова. У коллекционеров-бонистов эти денежные знаки так и зовутся – «пятаковками».
Двуглавый орёл нашёл место и на купюрах недолго просуществовавшей Одесской Советской Республики, в состав которой входила и территория нынешней ПМР. На них эта гербовая птица держит одесский городской герб. Пытались собственными деньгами обзавестись и по другую сторону «баррикад». Белое правительство Юга России выпустило так называемые «колокольчики». Это прозвище в народе они получили из-за изображения колокола на одной из купюр. Некоторые из постреволюционных дензнаков, в частности «одесские рубли» и «пятаковки», также представлены на выставке.
Интерес у посетителя должны вызвать и боны времён Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены как оккупационные немецкие марки и румынские леи, так и советские облигации госзайма. Посредством эмиссии последних удалось обеспечить 26% бюджета страны военного времени. А вот у оккупантов с денежным обращением дела не клеились. Население оккупированных территорий предпочитало натуробмен. Не помогали и жесточайшие директивы, согласно которым за «бартер» можно было и в застенки угодить.
Наконец, наше недавнее прошлое. Наряду с печально знаменитыми «павловками» (люди старшего и среднего поколения должны помнить инициированный Председателем Правительства СССР Валентином Павловым скоротечный и квотируемый обмен пятидесяти и сторублёвок образца 1961 года на немного видоизменённые купюры того же достоинства) здесь представлены и «маркированные» приднестровские рубли. Не имея ещё своей валюты, Приднестровье было вынуждено использовать советские дензнаки. Чтобы обезопасить себя от потока денежной массы из остальных мест бывшего Союза, где к этому времени появились собственные дензнаки, и наклеивались на банкноты марки с изображением Суворова и номиналом купюры. К тому переходному периоду относятся и «внутризаводские деньги». На них можно было «отовариться» внутри предприятия в счёт заработной платы. Некоторые образцы этого денежного суррогата (бонистический термин) также можно увидеть в экспозиции.
Выставка, по словам Ирины Чайковской, продлится до середины февраля. Так что у тех, кого заинтересует представленная в бонах история нашего края, есть ещё время её посетить.
Кирилл Нефёдов.