«…С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом, сквозь огонь и стужу мы прошли». Эти слова из старой, но незабытой песни военных корреспондентов и о бывшем фотожурналисте нашей газеты Лемаре Павловиче Корзилове.
Необычный человек с необычным именем, в котором первые две буквы «ле» – от слова Ленин, а последующие «мар» означают Маркс. Родился в Москве, в семье высокого государственного чиновника министерства внешней торговли СССР. Когда началась Великая Отечественная война, приписав себе два года, добровольцем записался в армию (это сын такого начальника!), знал лично Зою Космодемьянскую, был в ее отряде… И когда в 92-м на нашей приднестровской земле разразилась военная агрессия со стороны националистов Молдовы, он был на передовой – его многочисленные фотоснимки запечатлели кадры того времени и сегодня являются лучшими архивными документами, подтверждающими прошедшие события.
Пожалуй, не было такого номера газеты «Приднестровье» в ее начальные годы, в котором бы читатель не увидел его фотоснимков. Они ярко рассказывали о многогранной нашей жизни – ее буднях и праздниках, в них – рождение и становление молодого независимого государства. Он заслуживал трудом, активной жизнью, чтобы о нем узнавали другие. И в свое время, хоть и редко, о нем писали газеты: и бывшая «Советская Молдавия» – главное печатное издание Молдавской ССР, и армейская газета тогда Одесского военного округа, в котором он, было время, служил офицером в ставшей потом знаменитой 14-й армии… Писала о нем и наша газета «Приднестровье».
Читаю очерк Ольги Пановой «Хроника остановленных мгновений» в №181 (2708) от 24 сентября 2005 года:
– Пожалуй, никто более чем фоторепортер не имеет права сказать об источнике своего творчества: «Из реки по имени «Факт». Еще в позапрошлом веке, вскоре после ее изобретения, фотокамеру назвали «Зеркалом с памятью», ибо никакому другому изобретательскому средству не дано столь скрупулезно и точно воспроизводить окружающий мир. С протокольной точностью съемочная камера фиксирует все, что попало в поле ее зрения. Точнее, в поле зрения человека с фотокамерой в руках. А если этот тандем существует уже не одно десятилетие, являясь неизменным свидетелем всех значимых событий, если архив «остановленных мгновений» день за днем и год за годом растет и пополняется, назвать фотокорреспондента летописцем истории не будет преувеличением. Тем более, когда речь идет о Лемаре Корзилове. Представлять Лемара Павловича («Корзилыча», как его ласково называют газетчики) нет смысла.
Его хорошо знают и в городе, и в республике. Фото Л. Корзилова сопровождают «Историю ПМР», смотрят на нас со страниц многих изданий. В качестве документальных свидетельств входят в музейные экспозиции. Переданная Тираспольскому музею подборка фотографий – самое большое собрание фотоэкспонатов в фонде и по объему, и по значимости.
В качестве фотокора «Днестровской правды», «Приднестровья», представителя пресс-службы Президента Л. Корзилов отразил практически все события сначала в жизни Тирасполя, потом – в жизни республики.
Газета без снимков – что дом без окон. Фотоиллюстрация не только органически дополняет любой материал новыми гранями, делает его зримым, но и зачастую становится собственно информацией. Материалы Корзилова – это всегда оперативность. Идти с ним в одной публикации и почетно (заведомо попадаешь на первую страницу), и сложно: действуя по принципу «утром съемка, к вечеру – снимки», Л. Корзилов и сам с информацией не затягивает, и тебе не дает. Ветеран Великой Отечественной войны и Вооруженных сил СССР, старый разведчик, словно следуя принципу Романа Кармэна, в свое время вынесенному в заголовок французских газет: «Пока я буду способен держать в руках съемочную камеру, я не почувствую себя стариком!», легко даст фору тем, кто помоложе, всегда оказываясь в нужном месте и в нужное время.
Искусство «остановленных мгновений» имеет и обратную сторону. Схватывая мельчайшие временные моменты, фотограф постоянно сталкивается с проблемой «ускользающей натуры», когда запечатленное им мгновение уже ушло в небытие. Как никто другой он остро ощущает античное «панта рей» (все течет). Время оказывается врагом, с которым приходится сражаться, ведь уходит не только схваченная камерой реальность, меняется отношение к ней. Наверное, поэтому в последние годы Л.П. Корзилов больше занимается организацией выставок, делая большие тематические подборки фотографий ко всем знаменательным датам. Выставки проходят во Дворце Республики, городском Доме культуры, Тираспольской центральной городской библиотеке ко Дню освобождения Тирасполя, Дню города, 60-летию Победы… Вот и сейчас в витрине столичного Дома книги представлены страницы фотолетописи республики – личный отчет Лемара Павловича к 15-летию образования ПМР.
В 1989 году фотокорреспондент сотрудничал с многотиражной газетой «Кировец» главного закопёрщика забастовочного движения – завода «Литмаш». Потому горячие кадры тех лет близки и «по долгу, и по душе». Многие из них знакомы нам по газетным и журнальным публикациям, вышли как документальные свидетельства в «Истории ПМР», исторических альманахах Приднестровья. Красноречивее всяких слов они передают атмосферу тех дней, опровергая измышления о том, что забастовку затеяла кучка «белых воротничков» – директора столичных предприятий.
Далее – снимки, отразившие создание Вооруженных сил, проведение референдумов, выборы органов власти… 65 «остановленных мгновений» из жизни республики. Последний кадр – И. Смирнов подписывает текст Конституции.
В объективе – история. Кроме достоверных фактов в фотографиях отразилось дыхание времени, мысли и чувства людей, их отношение к событиям. Собрать бы этот фотоархив вместе, расположить хронологически, снабдить каждый снимок подписью – получится фоторепортаж «Республика день за днем, в событиях, фактах и лицах». Издать отдельным альбомом – какое подспорье музеям, школам, библиотекам – всем, кто ведет разговор об истории…
…Спустя годы высказанное пожелание автора статьи о Лемаре Павловиче Корзилове Ольги Пановой, в общем-то, сбылось. В нашей газете «Приднестровье», других многочисленных изданиях, и не только нашей республики, остались добрые следы фотокорреспондента Лемара Павловича Корзилова – его фоторепортаж длиною в жизнь. И, кажется, вновь и вновь слышим его голос: «Внимание: снимаю!».
Фото из архива редакции.