Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.
Впервые о нем услышал во время недавней командировки в Москву, где в офисе Официального представительства нашей республики в России познакомился с земляком, а ныне москвичом, заместителем генерального директора Геральдической палаты «Орден» Александром Колыбиным и вице-президентом академии российской словесности, членом совета по государственной культурной политики при Председателе Совета Федерального Собрания РФ Валерием Нариняном. Узнав, что я из Приднестровья, спросили: «А вы случайно не из Бендер? Игорь Сметанников оттуда, его не знали?..».
С тех пор и заинтересовал меня человек, о котором так увлеченно потом рассказывали новые знакомые. Игорь Станиславович Сметанников был известным российским геральдистом и активным общественником. Его нет с нами уже три года. Он родился в Бендерах 1 июня 1960 года и, по семейному преданию потомок (по материнской линии) основателя книгопечатания в Молдавии митрополита Варлаама. Окончив Киевское высшее военное радиотехническое училище ПВО, служил в частях связи, был начальником художественно-графической группы отдела военной геральдики и символики научно-технического комитета и историко-архивного и военно-мемориального центра Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Подполковник запаса. В геральдику пришёл школьником в 1972 году, начав коллекционировать популярные в те годы серии значков с гербами городов Российской Империи и Советского Союза. Основатель и активный участник любительского геральдического движения в СССР, председатель секции геральдистов Всесоюзного объединения фалеристов, президент Русской геральдической коллегии, председатель Всероссийского геральдического общества. А еще– член-корреспондент Академии геральдики и генеалогии, Международного союза славянских журналистов, попечительского совета Геральдической палаты Конгресса муниципальных образований РФ. Он – автор территориальных гербов Москвы, описаний гербов всех ее районов и округов области, стоял у истоков возрождения российских геральдических традиций и государственных символов, в частности, исторического московского герба и российского двуглавого орла, воинской символики России конца ХХ века. Основатель, главный редактор и издатель бюллетеней «Вестник геральдиста», «Геральдическая ведомость», журнала «Гербовед», ряда других изданий, лауреат (золотая медаль 1987 и 1991 гг.). Всесоюзных выставок любительских объединений и фестивалей народного творчества на ВДНХ СССР. Занимался кино, был основателем и директором кинокомпании «Кардея», режиссером телесериала «Солнечники» (семейная музыкальная интеллектуальная передача), популяризирующего геральдику.
Захотелось узнать о Сметанникове как можно больше, но уже от тех, кто с ним был близок по Бендерам. И такая встреча состоялась – моим собеседником стал один из его бывших товарищей, фотожурналист Владимир Шаповалов.
– Он жил с младшим братом, матерью и отчимом, которого всегда называл папой, – рассказал Владимир Васильевич. – Рос мужественным, сильным и добрым. Учился в школе, занимался коллекционированием марок и значков. Позже увлечение вылилось в глубокое научное изучение геральдики. Игорь был благодарен своим наставникам, особенно учителю русского языка и литературы Леониду Алексеевичу Литвиненко – интеллигенту и поэту. Доживший до преклонных лет, он доставлял Игорю радость общения не только как учитель, но и как поэт, и просто как человек. Любил и уважал Игоря писатель Георгий Семенович Скрипкарь, он частенько приглашал его в гости. И местный бард Геннадий Барабаш тоже был его кумиром.
И Игорь сам умел повергать в восторг своим творчеством других. Чего стоила, к примеру, изданная в Москве его книга «Под знаком золотой пчелы»! Это большая работа, основанная на глубоком изучении геральдики. Ее отметили на страницах российского издания книги рекордов Гиннесса. А его фильмы, снятые о Бендерах, и о земляках, спустя годы льются бальзамом на сердце каждого жителя.
От Владимира Васильевича стало известно, что Москва, где Игорь Станиславович провел долгие годы, его особенно не привлекала, хотя он гордился жизнью в столице. У него там было немало единомышленников и друзей, и когда он ненадолго уезжал в Бендеры, они его ждали с нетерпением, зная, что с родины обязательно привезет какую-то свеженькую идею или интересную информацию. Таким образом и Бендеры москвичам становились близкими. А с каким вдохновением и профессионализмом он выступал перед коллегами! Запомнилась его лекция в здании бывшей Славяно-греко-латинской академии на Никольской, где он делился знаниями в глубинных диспутах о геральдике.
В родном городе Игорь Станиславович оставил о себе добрую память. Спросите о нем в библиотеке, музее, в редакциях местного телевидения, газеты… Фотоаппаратом и кинокамерой он запечатлел город, выпустил десятки значков и наград с его символикой. В честь 600-летия Бендер, в 2008 году, из Москвы привез вышитое им желто-черное знамя города, которое на веки получило прописку в госадминистрации – оно встречает делегации гостей, сопровождает все важные мероприятия. Им разработаны юбилейная медаль и значок Бендер, восстановлен известный всем старый герб города. Но главное – в своих многочисленных творческих работах он сумел показать земляков-бендерчан, пропагандировал Приднестровье.
Александр БОРИСОВ.