История одного моста

0

Не так давно на пресс-конференции по итогам года Президент Вадим Красносельский упомянул о мосте, расположенном на въезде в Бендеры. Глава государства рассказал, что его ремонт был произведен практически без помощи иностранных специалистов. История эта нас заинтересовала, и мы решили встретиться с людьми, совершившими это, без преувеличения, чудо приднестровского масштаба.


Действительно, никто у нас ранее не имел опыта восстановления подобных сооружений. Не было специализированной техники. Но было желание, а оно и позволяет совершать невозможное.

Итак, «КоммуналДорСервис».  Специалисты этого бендерского муниципального предприятия и занимались ремонтом путепровода. Хотя речь в данном случае должна идти не просто о его реконструкции, а практически строительстве заново. Как отметил директор «КоммуналДорСервиса» Владимир Драненко, мост пришлось для этого разобрать. Правда, бендерским дорожникам пришлось куда тяжелее тех, кто его построил в далеком от нас 1966 году. Но обо всем по порядку.

Обследование специалистами ГУП «Проектный институт «Приднестровский» показало, что путепровод находится не просто в аварийном состоянии, а в критическом – разрушались опорные балки. «Шутка ли, прогиб составил 22 сантиметра. А мосты должны быть ровными или же, по проекту, выгибаться вверх. Нельзя сказать, что спроектирован он был не так или строился с нарушениями – эксплуатировался неверно. Стояли бетонные блоки, огораживавшие пешеходные дорожки от проезжей части. Когда убирали снег, его собирали в кучи и оставляли на мосту. Там есть ливневая канализация, но почему-то эти снежные кучи образовывали на большом расстоянии от них. Вода подтачивала конструкции моста», – заметил заместитель директор «КоммуналДорСервиса» Павел Михеев. Кстати, от этих блоков решено было при восстановлении путепровода отказаться. Но пешеходы, тем не менее, защищены. Кажется, еще более надежно, чем прежде. Заодно удалось и облегчить сам мост, что повысило его грузоподъемность. Вместо тяжеловесных бетонных конструкций установили стальные отбойники. Причем достаточно высокие – больше метра.

Когда речь зашла о ремонте моста, выяснилось, что отсутствует проектная документация. Начались поиски. Они в конечном итоге благодаря усилиям теперь уже бывшего главного инженера предприятия Алексея Никульчи привели к успеху. Первоначальный проект заметно подкорректировали конструкторы упоминавшегося выше проектного института «Приднестровский». Геодезические работы выполнило ООО «Агентство по техническому регулированию».  Его специалисты по просьбе «КоммуналДорСервиса» специально «вырвали» день в рабочем графике (они тогда занимались совместными с российскими коллегами масштабными работами на Молдавской ГРЭС) и провели исследование бендерского моста. «Наши места «славятся» оползневыми грунтами. Сто лет может ничего не происходить, а в один день – все уехать. От моста до стелы в память Бендерского восстания 1919 года на набережной, до гребной базы – это все оползневые грунты. Проснешься однажды утром, а все в реке. Когда мост построили, было все нормально. Но его никто не ремонтировал. И эксплуатировали, как уже говорил, его неправильно. Все понимали, что путепровод разрушается, но что происходит под опорными балками, никто до обследования геодезистов не мог предполагать», – заметил Павел Михеев.

На следующем этапе выяснилось, что восстанавливать мост будет гораздо сложнее, чем когда-то строить. Заместитель директора «КоммуналДорСервиса» пояснил, что строился мост с железной дороги. По ней подвозили материалы и технику. Но со временем вокруг все изменилось: краны поставить некуда, и встал вопрос об абсолютно другой технике, чем при строительстве моста.  А ее в республике не оказалось по вполне логичным причинам – никто ничем даже отдаленно схожим в Приднестровье доселе не занимался.  И здесь тоже нашли выход.

Во время пресс-конференции Вадим Красносельский сказал, что все же небольшую помощь иностранные коллеги «КоммуналДорСервису» оказали. По своим каналам бендерское предприятие вышло на строительное предприятие в Кишиневе, которое предоставило технику, а заодно дистанционно проконсультировало по ее применению. Плюс некоторые материалы закупали в России. Их бендерчане используют уже не первый раз. Говорят, что тамошние добавки к бетону в разы повышают прочность этого материала, а заодно сокращают время его затвердения, что многократно уменьшает время работ.

Испытания восстановленного объекта провели с помощью двух самосвалов MAN с песком, общая масса которых составила 42 тонны. Как заметил заместитель директора «КоммуналДорСервиса» Павел Михеев, это примерно на 8% больше предельной нагрузки на мост в первозданном его состоянии. И это, по его словам, и еще не предел. Согласно расчетам специалистов лаборатории агентства по техническому регулированию и инженеров проектного института «Приднестровский», мост без всяких проблем может выдержать и 60 тонн.

Мостовая эпопея у «КоммуналДорСервиса» началась в 2013 году, когда в буквальном смысле этого слова стал рассыпаться путепровод в районе железнодорожной станции «Бендеры-2». От него отлетали куски бетона. Мост восстановили, но, как заметили на пару Владимир Драненко и Павел Михеев, он был «простым». Сложнее обстояли дела с путепроводом рядом с обувной фабрикой «Флоаре». Тем самым, над которым после его ремонта основательно поработали местные «стрит-артеры» (уличные художники). После появления там панно, рассказывающего языком изобразительного искусства об истории Бендер, он заслуживает того, чтобы стать одной из современных достопримечательностей города. Кстати, мост, ставший героем этого повествования, ведет к главному туристическому объекту Приднестровья – Бендерской крепости. Может быть, экскурсоводы вкратце, на пальцах, по прошествии некоторого времени станут рассказывать и историю его восстановления. Пока же сформировалось у нас в республике мосто-ремонтное трио – «КоммуналДорСервис», ПИ «Приднестровский» и агентство по техническому регулированию. У них теперь задача – обследовать все мосты в республике и, если это потребуется, отремонтировать вызывающие наибольшее опасение. Ведь, как заметил Президент Вадим Красносельский, последствия обрушения моста, о котором шла речь, могли стать весьма катастрофичными: на нем интенсивное автомобильное движение, а внизу – железная дорога.


Кирилл Нефёдов.

Фото Виктора Громова.

Exit mobile version