Собираясь в рабочую командировку в Григориополь, поделилась с коллегами, куда именно еду, что писать буду о пиццерии, которую открыла местная жительница, вернувшаяся несколько лет назад из Италии. Была удивлена тем, что многие в редакции слышали об этом заведении.
И вот мы на месте: перед нами красно-белый фасад кафе с современным входом. Представьте: в самом центре Григориополя стоит целый особняк с зеленой крышей и стоянкой для машин. И именно здесь готовят настоящую итальянскую пиццу в самой настоящей печи. Мы вошли в холл кафе, где нас встретили его хозяйка Алена Кушнир и администратор пиццерии Анжела Герлак. Глаза разбегались: вот печка, только затопленная, но уже дающая тепло и создающая особый домашний уют, обволакивая ароматом тлеющих дров. А вот в первом зале бара, где мы и расположились для беседы, все сияет новогодними огнями: и стойка бара, и сиденья со столиками, и, конечно, уже наряженная елка. Впервые за эту зиму я по-настоящему почувствовала приближение Нового года. Захотелось праздника, подарков, улыбок, мандаринов и шампанского.
– Алена, вы работали в Италии, но вернулись на родину и открыли здесь дело…
– Все верно, мой муж родом из Григориополя, а я из села Токмазеи Григориопольского района. Я здесь окончила медучилище, здесь работала в больнице медсестрой. Первая моя работа, первый мой город, первая любовь – все здесь. Здесь теперь мое первое дело. Мы с мужем до этого долго жили в Италии. Конечно, первое время было очень сложно. Я там окончила медицинский университет и работала по профессии в государственном медучреждении. Мы с мужем и свой дом, наконец, там купили, и дочка училась в школе. Когда добились всех поставленных целей, поняли, что нам не хватает главного – Родины, родных, родителей. Решили возвратиться. Было это еще задолго до пандемии. Там прекрасная страна, прекрасные люди, нас хорошо приняли. Но очень сложно было без нашего Рождества, без кумэтрии, без семьи рядом. И я так хотела дочери Джулии-Марии, которой сегодня уже 14 лет, показать наши традиции. Когда у нас Рождество, то в Италии рабочий день. А когда Рождество у них, меня всегда просили заступать на смену. Так мы прожили 20 лет.
– А как вы, медик, пришли к поварскому искусству?
– Много лет кухня, готовка были моим увлечением, моей отдушиной. Когда родилась дочь, я не могла работать в больнице, там график сутки через сутки, хотя работа в медицине мне очень нравилась. И я стала подрабатывать в кафе. Сначала посудомойкой, потом помощником на кухне. Однажды шеф-повар увидел меня в работе с тестом. Мне казалось, я уже все знаю. А он сказал: «Ты знаешь много, но ты не знаешь ничего. Чтобы узнать по-настоящему много, тебе нужно учиться». И я записалась в его школу. Когда начала узнавать теорию, поняла, что замесить тесто непросто. Это целая наука. Я училась готовить не только блюда из теста. Потом окончила курсы и меня стали посещать мысли, что, вернувшись на родину, хотела бы заниматься именно пиццей.
– Как вышло, что сегодня ваше кафе, которое специализируется на приготовлении итальянской пиццы, прямо в центре Григориополя?
– Когда вернулась, многие говорили, что мне стоит открывать свое дело в Кишиневе или Тирасполе, что для бизнеса так будет лучше. Но почему-то потянуло открыть заведение именно дома, в Григориополе. И я не ожидала, что все получится. Мне пошли навстречу и очень помогли. Глава администрации и остальные сказали: «Хотите открыть дело? Пожалуйста».
– А пицца, подаваемая в заведениях Италии, отличается от той, которую готовят у нас?
– Я пробовала разные пиццы у нас в Приднестровье, мне везде понравилось. Все они, конечно, приготовлены на наш лад. Даже та, что я подаю у себя, не похожа на истинную итальянскую. Потому что у них свои ингредиенты и для теста, и для начинки. Когда я только открыла кафе, то начала готовить пиццу как в Италии. Привозила и моцареллу, и другие их продукты. Но людям оригинал не понравился (смеется). И я начала работать с нашими сырами и сырным продуктом. С нашей мукой. Ко мне в гости приезжали итальянцы, ели нашу пиццу, понравилась, сказали, что очень вкусно.
– Алена, знаю, что помимо пиццы вы предлагаете гостям и другие блюда.
– Мы работаем уже более двух лет. К пицце стали постепенно добавлять всего по чуть-чуть. Наши люди любят хачапури, мы делаем его с итальянским уклоном. Любят шаурму, и я создала на этот манер итальянскую пьядину: тесто, как у лаваша, тонкое римское, и кладу в него ингредиенты по итальянскому рецепту. Пока мои девочки запомнили название, говорили: «Пьяная Дина» (смеется). Симбиоз кухонь нашим людям ближе, чем истинно итальянское. «Картошка в горшочке», их лингуини (лапша) с сыром «Филадельфия», с творогом и зеленью. Итальянская кростата (пирог) со сладкой начинкой, круассаны. У нас появилась сладкая пицца, ее название в переводе с итальянского «Грех во рту». Там и «Нутелла», и орехи, и мороженое, и топинг – все, что любят дети, сразу. Десерты, паста, роллы, полента (наша мамалыга по-итальянски), костица, метровое мясное плато, пицца-гриль с четырьмя видами мяса – чего мы только ни готовим.
– Наши люди привыкли есть сытно и вредно?
– По-разному. Но я учу их, что полезное тоже может быть вкусным. С каждым клиентом стараюсь поговорить в конце трапезы, узнать, что понравилось, а что стоило бы изменить. Мне кажется, меня уже весь Григориополь и пол-Тирасполя знают (смеется). Я люблю наблюдать за эмоциями гостей, когда они пробуют мою кухню. Некоторые подсказывают, что бы они добавили в то или иное блюдо, другие просто хвалят вкус. Так и рождаются новые идеи. Нужно обязательно выходить из зала. Работа внутри, в зале очень важна и интересна. А отрицательных отзывов не припомню. Только один посетитель из Тирасполя, заказав пиццу, потом признался, что не любит тесто ни в каком виде. Что приехал, потому что слышал много отзывов о нас. А вот его девушка была в восторге от нашей кухни.
– Пандемия очень нарушила сегодня привычный ритм работы?
– Да, сейчас, конечно, непростое время, пандемия всем усложнила жизнь. Мой шеф в Италии, который более 30 лет в этом деле, все свои заведения закрыл. Но мы стараемся не опускать рук, верим, что и эта полоса пройдет. Мы и до пандемии работали на вынос, работаем по заказу и сейчас. Посещают нас семьи, которые мы обслуживаем. До пандемии, конечно, было иначе: приходили и подружки, и большие компании, и женщины возраста моей мамы, и с детьми целые семьи, и свидания устраивали. Но наша команда не сдается. Девочки, мои сотрудницы, уже мои подружки, абсолютно во всем помогают. А друзья из Италии мне пишут: «Потерпите, пандемия закончится и мы приедем, так хотим увидеть твое кафе и попробовать твою кухню!».
…Под занавес нам устроили экскурсию по так похожему на загородный уютному домику. Оказалось, что на втором этаже, куда ведет красивая витиеватая лестница, есть камин на дровах с залом на 10-15 человек. А под ним – большой банкетный зал с красивым интерьером. Огромные окна зала на первом этаже с современными подоконниками привлекают гостей-детей. Хозяйка позволяет сидеть им на этих подоконниках, а когда взрослые увлечены беседой, она с удовольствием становится аниматором для ребятни. И дети никогда не забывают попрощаться с тетей Аленой, обняв ее, пообещать вернуться в скором времени снова.
Татьяна Астахова-Синхани.
Фото Виктора Громова.