Легенда возвращается в Броштяны

0

В селе Броштяны Рыбницкого района стоит памятник польскому дворянину с фамильным гербом. Выглядит герб так: в круглом поле на щите изображена подкова концами вниз. Над ней – ворон с поднятыми крыльями. В клюве у ворона кольцо (перстень). Над щитом – корона. В круглом поле также выбиты знамёна, пушки, сабля, труба, стрела, два ордена на перевязи.


Изображение ворона с кольцом в клюве – известный геральдический символ, к которому прибегали не только польские дворяне, но и венгерские короли; его, в частности, связывают с именами Яноша Хуньяди, регента Венгрии при малолетнем короле Ладиславе Постуме, и венгерского короля Матиаса I Корвинуса. Невероятно, но факт: уникальное свидетельство о дворянине, жившем в Броштянах (на территории существующего ныне села), было практически неразличимо под толстым слоем извести. В таком виде его обнаружили участники проекта «Имя на камне», а журналисты отмыли (см. «Броштяны. Древо жизни», газета «Приднестровье» от 12.10. 2019 г.). Герб стал виден, читаем.

Удивляет, что именно в Броштянах, где уцелело такое сокровище, нам не смогли рассказать ни одной местной легенды, ни одного предания о старине глубокой, не говоря уже о сказке. Только 92-летний Владимир Федорович Спаринопта припомнил, что груша перед зданием сельсовета росла уже в то время, когда он был маленьким.

Отскоблив герб (фактически превратившийся в белое пятно истории) от многолетних наслоений, мы тогда, помнится, ещё предложили броштянским школьникам придумать сказку-легенду на тему «Ворон и кольцо». Заканчиваться история могла примерно так: «…А один из потомков этого старинного рода жил в нашем селе. И в его доме, в ларчике с секретным замком, хранилось кольцо, то самое, которое когда-то держал в клюве ворон». За самую оригинальную историю обещали подписку на субботнее «Приднестровье». Но то ли приз никого не заинтересовал, то ли просто сочинять не было большой охоты. Оно и понятно: школьная программа и без того весьма насыщенная.

Ну что ж, вернули герб, попробуем вернуть и легенду.

Ворон и кольцо

Король Венгрии Сигизмунд как-то охотился вдали от королевского замка. Всю Европу в то время покрывали густые леса, так что заблудиться ничего не стоило даже опытному охотнику. А король увлекся погоней за благородным оленем и заплутал основательно. Долго скитался он по лесу, питаясь исключительно добытой дичью, которую и готовил самостоятельно, на костре. И едва не утратил навык повелевать, ибо повелевать в лесу было просто некем, если, конечно, не считать белок и зайцев.

Наконец Сигизмунд увидел на самом краю леса деревушку. Вошел в ближайший дом и застал у прялки невероятно красивую девушку, которая, естественно, страшно испугалась при появлении незнакомого человека. Узнав, что это сам король, она порадовалась тому, что успела сегодня утром сделать уборку, и назвала свое имя: Эльжбета (имя говорит, что девушка, скорее всего, была полячка, по-нашему – Елизавета). Статная девица рассказала, что в селе почти никого не осталось. Все мужчины вступили в вооруженный отряд, дабы дать отпор свирепствовавшим в округе татарам.

Король с ужасом понял, что, видимо, если неприятель так близко, опасность угрожает всему королевству. Он разрывался между намерением немедленно отправиться назад во дворец и желанием остаться здесь, защитить беззащитную, как ребенок, Эльжбету. «Всеобщее благо не стоит единой слезинки ребенка!» – сказал самому себе Сигизмунд и остался.

«Долго ли, коротко ли…» – могли бы написать мы, если бы в тот же день, как король принял судьбоносное решение, бусурмане всей своей несметной силой ни обрушились на незащищенную деревеньку, не имевшую, таким образом, никаких шансов. Однако вдохновленный Эльжбетой, Сигизмунд бился, как лев, был ранен и заслужил в глазах воинственных татар уважение. Из уважения к «багатуру» они пощадили и короля, и деревушку, и девушку.

Только после этого король, не дожидаясь, когда затянутся полученные в бою раны, помчался в королевский замок. Сигизмунд полюбил Эльжбету, но, как известно, «жениться по любви не может ни один король». Поэтому в свой роскошный замок повелитель вернулся один. Впоследствии он женился на особе знатного рода, Марии Боснийской, но счастливы они не были.

Эльжбете король на прощание подарил перстень, сказав, что в случае нужды она всегда может предъявить его во дворце и получить любую поддержку. Стоит ли говорить, что это было далеко не самое большое утешение для девушки, которая, в свою очередь, полюбила короля. И всё же перстень она приняла, хоть и не спешила им воспользоваться, потратив средства на перестройку дому, евроремонт и тому подобные глупости.

Шло время. Эльжбета вышла замуж и родила мальчика по имени Янош. Он рос хорошим, добрым, хоть и уж больно беспечным, неработящим юношей. Целыми днями возился со сверстниками, сражался на деревянных мечах. По селу все шушукались, что Янош – сын короля (имя-то венгерское), но это была ложь. Эльжбета никогда бы не позволила себе таких вольностей. Окончательно убедившись, что жизнь в селе не для Яноша, мать решила отправить его ко дворцу, дескать, хоть там на что-то сгодится. «Пропуск» был. Она достала хорошо спрятанную шкатулку и рассказала сыну историю хранящегося в ней перстня. С тем и отправила к королю, велев никому другому перстня не показывать.

Одолев примерно половину пути по почтовому тракту, Янош внезапно встретил знатных вельмож, которые охотились в бескрайних лесах и вынырнули из чащи перед самым его носом.

Главным среди охотников был маркграф Йост Моравский, пользовавшийся большим влиянием при венгерском дворе. Во время одного из привалов, вкушая пищу с другими знатными особами, он подозвал к себе деревенского парня, велев вспомнить какую-нибудь забавную историю. Янош стал с азартом пересказывать все известные ему хохмы и прибаутки. Он был в полном восторге от того, что маркграф внимательно его слушает, в какой-то момент утратил бдительность и развязал узелок с заветным перстнем. Очень уж хотелось Яношу похвастать своим сокровищем. Камень, и правда, был хорош: самоцвет в оправе тонкой работы.

Увидев перстень и услышав рассказ про короля, маркграф неожиданно нахмурился. Он был коварным и тщеславным человеком, сам претендовал на венгерский трон, ибо у Сигизмунда до сих пор не было собственных сыновей. Йост, понятное дело, быстро смекнул, что с таким «пропуском» Янош может доставить ему немало неприятностей. А что если, будучи по крови сыном короля, он ещё и заслужит доверие Сигизмунда? Конечно, венгерская знать никогда не примет этого деревенщину, но, с другой стороны, кто знает, как обернется дело?

Велев отобрать у Яноша перстень, Йост объявил его разбойником и обещал казнить. Перстень маркграф спрятал в карман своего камзола, но во время скачки он выпал и затерялся в придорожной траве.

По счастливом возвращении придворных во главе с маркграфом в город, название которого сразу и не выговоришь, «Секешфехервар», Яноша заточили в городскую тюрьму, чтобы затем казнить в присутствии короля. Сначала Янош крепился, уверял себя, что Сигизмунд никогда не допустит пролития невинной крови, но в самый день казни отчаялся, пал духом. Вдруг он услышал негромкий стук. Глянул на зарешеченное окно и увидел ворона, в клюве которого поблескивал перстень.

Когда Яноша вывели на помост, передали в руки палача и по обыкновению спросили, какое у него будет последнее желание, тот просил передать королю перстень.

А надо сказать, что король, смертельно уставший от рутинных королевских дел, в тот день был особенно мрачен. Увидев перстень, он прямо просиял, велел немедленно освободить парня и подробно расспросил о судьбе простой девушки по имени Эльжбета.

Яноша король осыпал всяческими милостями, сделал сначала пажом, а затем, несмотря на ропот придворных, посвятил в рыцари. Юноша выказал неожиданные успехи в изучении воинской науки, в ходе учебных поединков вел себя храбро, а в реальном бою даже отчаянно. Воли короля оказалось достаточным, чтобы у Яноша, сына Эльжбеты, нашлись дворянские корни. На своем гербе молодой дворянин Янош велел изобразить ворона с кольцом в клюве.

Чтобы не накалять обстановку, ибо другие феодалы были по-прежнему против Яноша, король даровал ему владения в одной из пограничных провинций, а потом отправил на помощь своему венценосному брату, польскому королю, великому князю литовскому Владиславу Ягайло, защищать границу с Диким полем.

В степи, где тогда лютовали татары, Янош выстроил укрепление, мужественно отражал натиск врага и сам во главе конного отряда не раз совершал дерзкие вылазки. О его подвигах знали по всему Венгерскому королевству. И даже зависть вельмож не могла отразиться на этой всевозрастающей славе.

Доверие, оказываемое Яношу, было безмерным. При внуке Сигизмунда Ладиславе он стал регентом (временным правителем), а его собственный сын Матьяш (Матвей) Корвинус сделался в 1458 году венгерским королём. Интересно, что имя Корвин по латыни означает «ворон» («corvinus»).

Такова легенда.

Видимо, один из потомков этого старинного рода (по польской линии) предпочел поселиться в местах, где его предок увенчал себя нетленной воинской славой. В селе Броштяны один из дворян, обладателей герба, на котором изображен ворон с кольцом, жил ещё в ХIХ веке. «И возможно, в его доме, в ларчике с секретным замком, хранилось кольцо, то самое, которое когда-то держал в клюве ворон».


Николай Феч.

Фото автора.

Exit mobile version