Близ села Грушка есть овраг, про который рассказывают разные истории. Кто говорит, что туда в незапамятные времена спускалась сама богиня-охотница Диана, или Артемида, покровительствующая всему живому на земле. Потому-де место и называется «Рыпа вие», в переводе с молдавского – «Живой овраг».
Иные сообщают, что ложбину отличает характерная акустика, многократное эхо, которое словно бы «оживляет» балку. И те, и другие согласны, что овраг непростой уже потому, что у него есть имя, и с ним связана какая-то легенда. Мы, со своей стороны, попробуем её вспомнить и рассказать. Тем более, что, как представляется, все версии недалеки от истины. Но обо всем по порядку.
В эпоху, когда вблизи упомянутого места ещё не располагалось село Грушка, а склоны окрестных холмов сплошь покрывал девственный лес, охотился в наших краях юноша по имени Дий. Он, несмотря на возраст, слыл метким стрелком и больше всего на свете мечтал подстрелить самого быстроногого оленя. Таковым в ту пору считался вовсе не взрослый олень с богато разветвленными рогами, а один олененок, ростом не более 40 сантиметров, такой же тонкий и ловкий, как сам юноша. Рогов, в полном смысле этого слова, у него не было вовсе; какие-то не то пеньки, не то рожки только начинали расти.
Этот молодой олень то и дело появлялся на окраине огороженного частоколом поселения. Иногда, найдя в ограждении брешь, заглядывал за тын: мол, что там у людей. А иногда даже заходил за забор, нисколько не смущаясь остервенелого лая сторожевых собак.
Соплеменники и особенно сверстники Дия при каждой такой встрече неизменно хватали луки, копья, гнались за олененком. Ещё бы! Иногда добытчикам целую неделю приходилось по лесам бродить, притом что дичи в то время было не в пример нашему. И всё же счастье охотника переменчиво. А тут, представляете, добыча сама идет в руки. Да и не в добыче дело. Главное – показать молодецкую удаль, убедить всех, что лучший. Но не тут-то было! И до сих пор, хотя олененок неоднократно приближался к селищу, никому ещё не улыбнулась удача, в том числе и Дию.
Тщетно старики пытались убедить молодняк, что гоняться за оленем вовсе не надобно: раз олень сам приходит к людям, значит его послали боги, быть может, сама богиня-мать или какие-то лесные духи. И, стало быть, олень – вестник богов.
Деревенский шаман обещал расставить все точки над «i» и уже готовился войти в транс, но для этого ему нужен был другой олень, которого следовало принести в жертву.
За подходящим для ритуала оленем старейшины племени и условились послать Дия. Но тот и думать не хотел ни про какого другого, ему того, быстроходного, подавай. Молодо – зелено. Молодости, как известно, присущ максимализм. Тем не менее Дий охотно согласился (да и не мог не согласиться, времена-то были «патриархальные»), хотя на самом деле ему нужен был только предлог, чтобы надолго отлучиться из родного села.
Дий не раз уже стрелял в любопытного, такого доступного, на первый взгляд, оленя, но тот был словно заговоренный. И тогда у юноши родился план.
Каждый охотник знал, что раз в году, в особый день, летней лунной ночью, все звери собираются в священном овраге. Но люди в ту эпоху были полны божественного трепета (как бы мы теперь сказали: полны суеверий), и никто не дерзал даже близко подходить к священному логу, тем более – «в ту самую ночь». Как гласило предание, тех, кто всё-таки дерзнул, богиня Диана собственноручно превращала во всякое зверье и прочую нечисть, лишая человеческого обличия.
Дий, однако, решил рискнуть, нарушить табу, что вообще-то свойственно человеку, все беды и все достижения которого – от банального любопытства. Заранее, в канун волшебной ночи, охотник пробрался в овраг, сделал лежку, замаскировал как следует.
Ему, ещё слишком молодому, невероятно трудно было несколько часов подряд оставаться без движения. В таком возрасте куда проще безудержно гнаться за дичью, в пылу страсти преследовать её по холмам и долам, а вот ждать, наблюдать (и самое главное – замечать) – это уже прерогатива зрелости. Но Дий выдюжил.
В полночь в овраг со всех сторон стали сходиться, слетаться и сползаться лесные твари: змеи, совы, лисы, волки, олени и кабаны. Среди толп пернатой, мохнатой и хвостатой живности охотник узнал и своего быстроногого знакомца. Лук удобно лежал в левой руке. Правой он стал осторожно натягивать тетиву. Вот из-под зеленого настила, под которым прятался Дий, точно головка змеи, показался кремневый наконечник…
Меж тем на дне оврага происходило и впрямь что-то незаурядное. Животные начали разговаривать между собой, и, как оказалось, Дий понимал их язык. В какой-то момент появилась и сама Диана, что называется, во всей красе (взрослые меня поймут). Окружив богиню и, таким образом, словно бы одев её в шкуры, звери принялись водить хоровод. Дий глядел во все глаза, как зачарованный. Но всё же волевым усилием сбросил морок и, едва в поле зрения попал заветный олень, выстрелил.
Пронзительно взвизгнула тетива, и её звук многократно отразился эхом от склонов; смертоносная стрела прочертила бархатистый ночной воздух. На сей раз Дий не промахнулся. Кремневый наконечник достиг цели. Как подкошенный, молодой олень рухнул на сочную траву. Над ним склонилась безутешная богиня.
Гнев Дианы-Артемиды был велик. Но карать никого не пришлось. Ибо в тот же миг, как перестало биться сердце молодого оленя, испустил последний вздох и юный охотник Дий. С оленем они были мистически связаны. Сегодня нам это сложно понять, но в те времена люди точно знали, что у каждого есть свой тотем, дух-покровитель, которого в чем-то, исходя из сегодняшних представлений, можно сравнить с ангелом-хранителем.
Но не зря считался овраг священным – это был своеобразный (пусть и языческий) храм жизни, и никто здесь не должен был, не имел морального права умирать, иначе это, как бы теперь сказали, «привело к катастрофическим последствиям».
Богиня своей властью оживила Дия, превратив его в Вия; того самого, зловещего, темного, покрытого землей, червями и корнями, существа, которое мастерски описал Гоголь. Вий, а точнее – Дий, врос в землю на том самом месте, где ещё недавно лежал в засаде. С тех пор он, как правило, спит. Пробуждать его никто не дерзает, так как, весьма недовольный собой, своим поступком, Вий вымещает гнев на всяком, стоит лишь поднять ему веки.
Олень же навсегда разлучился со своей человеческой половинкой и вместе с Артемидой переселился в её заповедные, сокрытые от постороннего взора угодья, где, как говорят, пользуется особым покровительством богини. Этот мотив послужил основой знаменитой скульптурной композиции, сохранившейся с античных времен. Правда, все думают, что там, в бронзе, скульптор запечатлел Артемиду, едва выпустившую стрелу. Тогда как в действительности богиня левой рукой осеняет (опекает) олененка. Итак, ключ к пониманию уникального произведения – в нашей «Рыпе вие», близ села Грушка.
Кстати, олень не случайно так часто изображается на воротах: люди каким-то образом узнали об этой истории, но забыли подробности, детали… Точно так же со временем был утрачен и подлинный смысл названия «Рыпа вие» – не то «Живой овраг», не то сонная лощина, на дне которой дремлет сам Вий. Но, кто знает, быть может, если спуститься в балку, прислушаться, то, возможно, ещё и теперь удастся услышать, как во сне дышит Вий, вздыхает, ворочается, храпит… где-то очень глубоко под землей.
P.S. Человек наблюдательный мог заметить, что не только оленей изображают на своих воротах хозяева частных домов по всему Приднестровью. Другой распространенный образ – дельфин. Да-да, всё так, охотно соглашаемся мы. Впрочем, это уже совсем другая история, которую вы можете рассказать своим детям самостоятельно либо прочесть её в одном из последующих выпусков газеты, в рубрике «Шкатулка самоцветов».
На фото: Днестр в районе села Грушка.