В большом зале ГКЦ «Дворец республики» звучала музыка Франца Шуберта, давали премьерный концерт.
На сцене не просто соседствовали государственный симфонический оркестр ПМР под управлением Григория Мосейко и Приднестровский государственный хор под руководством Татьяны Твердохлеб, они делали одно большое общее дело. Звучало непростое и фундаментальное произведение австрийского композитора-романтика Франца Шуберта – «Торжественная месса» – в тональности ля-бемоль мажор. Последняя из месс, написанных композитором. Вместе с хором на сцене – четыре солиста.
«Это премьера не только для Тирасполя, не только для Приднестровья, но и вообще на большом пространстве, где есть симфонический оркестр и хор. Такая музыка редко исполнялась. Ведь сама Месса предназначена для богослужения, потому ее долго боялись запускать в концертные залы», – рассказывает художественный руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра, народный артист Григорий Алексеевич Мосейко. И действительно, такое предубеждение существовало долгие годы. Но сегодня о Мессе Франца Шуберта говорят, прежде всего, как об очень красивой музыке. А среди музыкантов бытует мнение, что человек, впервые пришедший в зал на симфонический концерт и впустивший в свою душу первые ноты классической музыки, уже не сможет оторваться от нее никогда. Первое впечатление очень важное. И если такое принятие случается, то человек выходит из зала совсем другим, более наполненным, думающим и одухотворенным. Последняя Месса Франца Шуберта – отличное произведение для начинающего слушателя, считает Григорий Мосейко.
К этому концерту подготовка шла еще с лета. Григорий Мосейко и Татьяна Твердохлеб репетировали, обсуждали, спорили, приходили к общему мнению. Шла большая кропотливая работа. Наконец соединили хор с оркестром и получили общую картину, которую затем еще оттачивали месяцами. Подобные концерты, подобная совместная работа хора и оркестра случаются во Дворце, как правило, не чаще раза в год. Всегда берутся серьезные произведения. Всегда это успех и полный зал. Последние годы стало традицией, что симфонический концерт и хор готовят для зрителя необычные концерты – произведения, которые исполняются крайне редко в музыкальном мире вообще. Однако главным критерием при выборе произведения становится не эксклюзивность концерта, делается акцент на состоятельности произведения. На его высоких эстетических характеристиках. И Месса, исполненная в эти дни на главной приднестровской сцене, – как раз такое произведение. Знатоки классической музыки говорят, что оно особенное, оно не стоит в одном ряду с иными шубертовскими.
«Мы не боимся экспериментировать, потому что наша публика готова к этим экспериментам вместе с нами, – делится Григорий Мосейко. – Публика у нас очень благодарная и подготовленная. Вместе с нашим оркестром и нашим хором растет и художественный вкус приднестровских слушателей. Музыканты же к таким произведениям, как это, идут всю жизнь». Руководитель Приднестровского государственного хора Татьяна Твердохлеб подтверждает, что за такие произведения берутся не все оркестры и не все хоры. Но приднестровские взялись, и все получилось. Такие отзывы оставляли знатоки классической музыки и завсегдатаи подобных концертов, неспешно покидая стены Дворца по окончании премьеры. 47 минут возвышенной и возвышающей музыки прошли как миг, говорили они. Музыки, которая заставляет расти каждого, кто только откроет ей душу, кто только попытается впустить ее в свой мир.
Мила ИВАНОВА.