Современный мир культурологи называют миром постмодерна, что подразумевает отсутствие проверенных временем идеалов, неприятие или оспаривание обществом традиционной системы ценностей, высоких гуманистических начал и, вообще, вдумчивого, глубокого отношения к чему-либо. При таком раскладе подлинное искусство немыслимо в принципе, а возможна только его имитация.
Такие, во всяком случае, иногда возникают невеселые мысли. Но, к счастью, и на нашей земле есть люди, которые мастерски опровергают совсем уж пессимистические прогнозы.
К числу таких выдающихся тружеников на ниве прекрасного, настоящих подвижников от изобразительного искусства относится художник Сергей Панов. Недавно у мастера открылась выставка в Приднестровском государственном художественном музее. Экспозиция, к открытию которой журналисты уже прикрепили ярлык «перформанс», называется просто – «В мастерской художника». На выставке собрано свыше пятидесяти работ Сергея Георгиевича, написанных в разные годы и хранящихся в музейном и частных собраниях. Это живопись и графика, пейзажи (излюбленный автором жанр) и портреты. Почему «перформанс»? Тем более, что слово сие взято из лексикона господ-постмодернистов, тогда как Панов является (и всегда являлся) мастером академической направленности, никогда не порывавшим с традициями русских классиков… Возможно, потому что перформанс для Панова – метод, возможность установить полный (в духе времени) контакт со зрителем. Не более.
Итак, перфоманс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. На открытии выставки Панова это выглядело так: художник в специально оборудованной мастерской пишет картину, а зрители… Зрители получают уникальную возможность стать свидетелями того, как совершается чудо. Получается, что та «кухня», которой мы, скромные ценители прекрасного, обычно не видим, в данном случае сама по себе наполнена волшебством. Вот так, всего несколько взмахов кистью – волшебной палочкой! – и прямо на глазах изумленной публики начинает проявляться, прорастать живописный образ.
Но всё же не будем увлекаться, сравнивая Сергея Панова с Гарри Поттером. Для Сергея Георгиевича искусство не мистика, а большой, кропотливый труд, дело всей жизни. И не всё на этом пути доставалось ему легко, далеко не всё, так что, пожалуй, лишь сам автор знает, какой ценой дались ему ступени творческого роста.
И тем более ценно, что своим бесценным опытом автор охотно делится с молодыми художниками. А на открытии выставки и вовсе был проведен мастер-класс по работе над пейзажем, во время которого пообщаться с мэтром могли все желающие. Таким образом, перформанс Панова не самореклама, а общедоступная форма пропаганды изобразительного искусства, живой огонь, который он передает следующим поколениям прометеев. И кто знает, сколько человек, войдя в зал художественного музея простыми смертными, выносили оттуда, прикрыв ладонями от ветра, искорку бессмертия.
Что касается представленного на суд зрителей живописного материала, здесь Панов как всегда скрупулезен, предельно требователен к самому себе. Пейзажи мастера непогрешимы в передаче малейших нюансов настроения и колорита. На первый взгляд формально незамысловатые, картины очаровывают внутренней гармонией, скромностью и лаконизмом в использовании выразительных средств. А их формальное совершенство в полной мере доступно лишь коллегам по творческому цеху.
Таков и сам автор, замечательный пейзажист, значение которого, возможно, ещё далеко не в полной мере понятно современникам. Но и теперь с уверенностью можно сказать, что в Приднестровье, как и за его пределами, найдется немало ценителей подлинного изобразительного искусства, которые знают, ценят и любят волшебную кисть Сергея Панова.
Николай Феч.