Украшение наших городов

0

Огромные цеха рядом с Бендерской крепостью. Ухоженная территория, в самих ангарах – непонятные машины весьма прогрессивного вида, аккуратные пачки металлических профилей. Погрузчики, опять какие-то сложные агрегаты, штабеля плитки… Офис-магазин с образцами товаров. Это ООО «Доброва» – самый большой в Приднестровье производитель холоднокатаных профилей. И тротуарной плитки, конечно.

А вот и директор фирмы – Александр Марченко (на фото справа). Впрочем, директором фирмы он был не всегда. Бизнес Александр начинал еще в 93-м году. Челночил. Сумки, 7-й километр, тапочки – все было. Но было и понимание: вечно так продолжаться не может, надо как-то легализоваться. Действовал методом проб и ошибок – открыл одну фирму, другую, но как-то не очень получалось. И вот в 2001-м решил заняться кровельными материалами и открыл «Доброву».



ООО «Доброва» основано 23 января 2001 года. Начинали с торговли кровельными материалами, потом занялись металлопрокатом. Предприятие является официальным дилером российской компании ООО «ТехноНИКОЛЬ» и продает всю линейку кровельных и доборных материалов.

В 2008 году открылся первый производственный цех – по изготовлению армирующего профиля для оконно-дверных и светопрозрачных строительных конструкций из ПВХ, а также профилей для конструкций из гипсокартона. Сегодня «Доброва» –  единственный в Приднестровье производитель холоднокатаных профилей. В 2011 году начали изготовление металлочерепицы и профнастила, а с 2016 года – тротуарной плитки.



– А кстати, что означает «Доброва»?

– Фамилия жены девичья. Так вот, просто в голову пришло.

Новомодных металлочерепиц и прочего тогда просто не было, поэтому начинали с торговли украинскими битумом и рубероидом. Украинские товары были недороги, да и поставщик близко. Но потом начались проблемы и с качеством, и с ценами, и с логистикой.

– Там тяжело было. Не дашь денег – не загрузят, – говорит Александр.

– Но грузчики, по идее, и не должны работать бесплатно?

– Так ведь погрузка уже включена в цену товара! А потом еще их таможня с этими поборами…

Это точно. Двадцать лет назад пересечь с товаром украинскую границу было непростым испытанием. В общем, довольно быстро Александр понял – надо что-то менять. Например, поставщика. И постепенно перешел на вагонные поставки из России. Как выяснилось, российские фирмы предоставляют и сервис получше, и качество товара у них выше. И да – платить можно было безналом. «Очеловечиваться стали», – говорит Александр. В середине двухтысячных фирме выделили землю у крепости. Фактически – заросшее кустами поле.

– Вот мы тут все это облагородили, построили цеха, – рассказывает Александр.

Хотя сначала, конечно, это были не цеха, а склады. Площадка для торговли металлопрокатом. А со временем пришло понимание – торговля глобализуется, и небольшой фирме из непризнанной республики будет очень сложно тягаться с гигантами из соседних стран. Если, конечно, эта фирма не придумает что-то свое. И придумали.

В 2007 году, как только закончили стройку базы, решили заняться производством. Для начала – профильных конструкций для дверей, окон и гипсокартонных перегородок.  Но была проблема: тогда в Приднестровье никто вообще не знал, как это делать.

– И я с двумя сотрудниками поехал за границу, на завод, который эти профили выпускает, – рассказывает Александр. – Месяц там работали, практику проходили.

– Но к тому времени вы уже директором «Добровы» были?

– Да.

– Вот они, наверное, хвастались – «смотрите, у нас даже рабочие на «Мерседесах» ездят»?

– Будете смеяться, я тогда действительно ездил на «Мерсе». Так что, возможно, так и было. Но местных больше удивляло другое – мы работали по 12-14 часов.

Это вполне объяснимо: мало того, что само обучение было платное (а научиться надо было буквально всему), так еще надо было платить  за жилье и все остальное.

Но расходы окупились: «Доброва» стала первым производителем профильных конструкций в регионе. А за счет продуманной ценовой политики стала стремительно захватывать рынок не только Приднестровья, но и Молдовы. И уже казалось – вот оно, счастье, но в 11-м году появились румыны. Они завалили рынок такими же профилями, но по демпинговым ценам.

Это было сложное время, но именно тогда в «Доброве» открыли для себя диверсификацию производства. Тем более, к тому времени фирма уже имела надежные связи с российским предприятием «Технониколь», а это один из крупнейших игроков на рынке кровельных материалов не только России, но и Европы.

– Вот я и подумал: опыт в металлообработке у нас есть, металл есть, почему бы не расширить линейку? И начали работать с профнастилом и металлочерепицей.

Причем «Доброва» делала (и делает) сразу все: и собственно покрытие, и так называемые доборные материалы, то есть коньки, сливы, всевозможные планки – в общем, все, из чего состоит металлическая крыша. Даже водосточные трубы. И все – своего производства. И да, если покупатель захочет купить непрофилированный лист – продадут. Но и от торговли мягкими материалами, типа рубероида, «Доброва» тоже не отказывается. Правда, теперь эти товары российского производства.

А в 2016 году начали делать плитку. Нельзя сказать, что неожиданно – к этой идее Александр шел несколько лет. Началось с того, что захотел замостить двор. Там и надо-то было квадратов 200, но это оказалось проблемой: плитку местные изготовители могли поставить, но только через 3 месяца. А то и полгода.

– Я же хотел плитку двух цветов, и прессованную, и определенного размера. Но по тем технологиям, что тогда были, это было очень дорого и очень долго. Ну я и подумал, а ведь это все можно делать самому.

И «Доброва»  стала первой в Приднестровье, кто начал делать прессованную плитку. Поставили оборудование, начали серийное производство. Да, первые попытки были неудачными: производство плитки – дело весьма затратное по всем статьям. Но «Доброва» не сдавалась и постепенно наращивала и объемы производства, и клиентскую базу, и похвальные отзывы. Сработала и сервисная программа – фирма может не только изготовить любую интересную для покупателя плитку, но и привезти, и установить. А если нужно, то и ландшафтный дизайн сделать. С дорожками, газонами и деревьями.

– Очень нам помогла программа капвложений. Вот когда Президент сказал, что надо использовать внутренние ресурсы. А наша плитка, в ней лишь доли процента импортных материалов. Все отечественное – и песок, и цемент,  и остальные фракции.

Ну и качество, конечно. Можно сказать, что вибростенд для плитки, как закалка для стали. То есть прессованная плитка, в отличие от литой, более устойчива к нагрузкам и погоде, поэтому и служит намного дольше. «Как минимум лет 10 с нашей плиткой в части износостойкости проблем не будет», – уверенно говорит Александр. А кроме того, благодаря специальной технологии плитка «Добровы» не скользкая.

Одним из важнейших показателей качества своей продукции Александр считает экспорт. По его словам, сегодня «Доброва» продает примерно пятую часть плитки за границу, и это количество растет.

– Вот так послушать, и все прямо-таки здорово. Неужто проблем нет?

– Ну как нет… С кадрами у нас сложно. Неквалифицированных рабочих хватает, не проблема. Со специалистами трудно. Вроде бы, и зарплата приличная, но станочников, инструментальщиков не найти просто.

Что, кстати, характерно – в цехах «Добровы» хорошо видно разделение по возрасту. С металлом работают взрослые мужчины, а на плиточном оборудовании нет никого старше сорока. «Как-то так само по себе сложилось», – говорит Александр.

Есть и еще одна проблема – из-за карантинных ограничений усложнилось пересечение украинской границы. А пересекать ее приходится довольно часто, ведь в сезон оборудование работает безостановочно, то есть чаще происходят поломки каких-то деталей. А производство в это время стоит.

– Чиновники советуют «покупать впрок», – продолжает Александр, – но как угадать, что сломается? А вкладывать капитал в запчасти, которые будут мертвым грузом лежать на дворе…

Конечно, можно сказать, что эта проблема временная – но, как хорошо известно, нет ничего более постоянного, чем временное. И возможно, тут нужна работа госорганов и наших, и украинских, чтобы упростить процедуру  оформления мелких поставок. Хотя бы для тех организаций, которые работают не первый год.

Впрочем, эти проблемы не мешают Марченко с оптимизмом смотреть в будущее. В ближайших планах фирмы – развернуть производство в Рыбнице. То есть и новые рабочие места, и новые объемы…

И новое украшение наших городов. Нашей плиткой, не импортной.

Сергей ИРОШНИКОВ, г.Бендеры.

Фото Виктора Громова

Exit mobile version