Тот, кто хоть раз бывал в Ташлыке, наверняка обратил внимание на старинную церковь, возвышающуюся на холме близ Днестра. Храм святого великомученика Георгия Победоносца – не просто одна из древнейших сохранившихся православных святынь района. Обитель как проводник и хранитель нашего культурного кода является безропотным свидетелем истории, пережившим как светлые, так и трагические ее моменты, но всегда возрождающимся, будто птица Феникс.
Крест на камне
Село Ташлык (в переводе с турецкого «каменное место») было образовано в то время, когда земли южного Приднестровья были составной частью так называемого «Дикого поля». Первое упоминание о нем относится к 1480 году. До подписания Ясского мирного договора в 1791 году эти земли регулярно подвергались набегам и разорению татарами, поэтому численность его постоянного населения была незначительной. Все изменилось после включения региона в состав Российской Империи.
Новая мирная жизнь не могла не сказаться на экономическом и культурно-духовном развитии села. Над каменным местом возвысился православный крест.
«В 1796 году по благословению Высокопреосвященного митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони в Ташлыке построили первую церковь. Вначале храм был хворостяной, покрытый камышом. Со временем старая церковь не вмещала всех прихожан, и на сельском сходе решили построить новую каменную церковь. Возвели ее примерно в 1829 году на взгорке, метров 100-150 выше старой церкви. При открытии ее освятили в честь святого великомученика Георгия Победоносца, глубоко почитаемого всеми православными христианами. В 1870 году при церкви открыли двухклассную приходскую школу, первым учителем которой стал местный священник. К сожалению, история не сохранила имена всех священников, служивших в Ташлыке, но имена некоторых из них нам известны. С 1865-го по 1909 год свечу веры поддерживал священник Климент Андреевич Матковский, а в 1909 году его сменил Симеон Стефанович Сандулевский», – рассказала и.о. директора МУ «Григориопольский историко-краеведческий музей» Татьяна Галатонова.
Революционные бури начала XX века сначала не затронули сельскую церковь. Однако в 1935 году настал день, когда на порог храма ступили люди в кожаных плащах и церковь закрыли. Само здание было частично разрушено. Очередное возрождение святыни пришлось на военное время. 6 мая 1943 года отремонтированную церковь вновь освятили.
«Красная свадьба»
Послевоенная история храма тесно связана с именем иеромонаха Викентия. О его благочестивом пути и трагической судьбе следует рассказать подробнее.
Владимир Кимитюк родился в 1914 году в селе Ташлык. В юные годы по стечению обстоятельств оказывался за Днестром. В то время граница между СССР и Королевской Румынией проходила как раз по реке. Волею судьбы попал в Нямецкую Лавру, где получил духовное образование, а также навыки иконописи.
В родное село возвратился в 1944 году в сане иеромонаха (с именем Викентий). После освобождения села от немецко-фашистских оккупантов священнослужитель начал восстанавливать местный храм и служить в нем. Большую помощь в восстановлении святыни оказали жители села, из числа которых сплотился церковный актив. Викентий у себя дома втайне собирает молодежь и учит их порядку проведения служб и обрядов.
Сами местные жители вспоминали о святом отце, как ревностном служителе, который несмотря на кротость нрава, словами и делами (а главное – личным примером) укреплял веру сельчан, отстаивал всеми силами храм от закрытия.
«Конечно, такой принципиальный священник не мог не волновать компетентные органы. В то время в Советском Союзе началась новая волна гонений на церковь. Все мы помним слова Хрущева, который обещал показать последнего попа по телевизору. Власти пытались сделать все, чтобы Викентий дал добро на закрытие храма. Его хотели подкупить, предлагали женить, дать работу, ссуду на жилье. Но священник был неприступен», – говорит Татьяна Галатонова.
Расплата за веру была страшной. К священнику подослали убийц. В ночь с 16 на 17 января Викентия и его мать Гликерию зверски убили. На телах мучеников были обнаружены многочисленные ножевые ранения, причем порезы сделали в форме креста.
К слову, сам священник, которому приписывали дар целительства, предсказал трагические события еще задолго.
«У меня будет «красная свадьба», на которой зарыдают и камни…» – говорил иеромонах.
Заступник
С позволения уважаемых читателей, возвращаемся в наши дни. У ворот храма нас встречает настоятель церкви и духовный наставник села протоиерей Иоанн Аксентий. Священник рассказывает, что ташлыкскую церковь восстановили в 1988 году, одну из первых в регионе после прекращения политики богоборчества. Сам Иоанн Аксентий служит в Ташлыке с 1996 года.
«В те годы были открыты только храмы в Бендерах, Гыске (или, если хотите Гиске) и Подоймице. Параллельно с восстановлением нашего храма началось строительство церкви в Рыбнице. Пришлось хорошо поработать, ведь здание много лет использовали под склады», – сказал святой отец.
Изучая убранство храма, мы подметили одну интересную деталь: роспись стен совершенно нетипична для церковного декора, хотя и более всего передает местный колорит. Святые образы здесь обрамляет виноградная лоза.
Мы просим настоятеля отвести нас к могилам убиенных Викентия и Гликерии. Часто приходилось слышать, что сюда регулярно приезжают православные паломники. Верующие говорят, что иеромонах исцеляет людей даже после своей смерти. Поэтому весть о заступниках перед Богом разлетелась во все концы Приднестровья и за его пределы.
Сельское кладбище расположено прямо напротив церкви. Обращает на себя внимание большое число старинных надгробий. На некоторых могильных камнях можно разглядеть годы жизни. Тут захоронены сельчане, жившие еще в первой половине XIX века. В самом центре погоста под навесом видим два захоронения. Останавливаемся рядом с ними – и будто замирает время. Впору поду-мать о вечном… и помолчать.
Андрей Белоус, Григориопольский район.
Фото Виктора Громова.