Домой Общество Как рождаются награды

Как рождаются награды

0

Недавно Президент Вадим Красносельский подписал указ о награждении ООО «Радуга-Стиль» орденом «Трудовая Слава». Предприятию исполнилось 30 лет. Событие само по себе знаменательное. Многие юрлица, появившиеся в 90-е годы, не доживали даже до первого своего юбилея. А история с награждением интересна вдвойне. Ведь ордена было удостоено производство, само изготавливающее государственные награды. И не только…

Как отметил в интервью нашей газете директор ООО «Радуга-Стиль» Сергей Квиткевич, процесс создания фалеристической (фалеристика – наука о наградах. – Прим.) продукции достаточно долгий. «Идею и концепцию разрабатывают одни люди. Для этого мы очень внимательно изучаем исторический и зарубежный опыт. Смотрим, что и где, когда делалось. Иногда, правда, берём что-то ранее изготавливавшееся, чтобы подчеркнуть преемственность. Хотя бы для того, чтобы не повториться.

Необходимы знания и в фалеристике, и в геральдике. Большое внимание уделяем художественной стороне, эстетике. Есть медальерные традиции, которым мы следуем. Нельзя «улететь в сторону». Иначе может нелепо получиться», – заметил собеседник.
Кстати, о преемственности. Во время нашего разговора Сергей Николаевич показал значок «Готов к труду и обороне». За его основу специально был взят первый советский значок БГТО (будь готов к труду и обороне. – Прим.) образца 1936 года, чтобы напомнить, откуда берёт начало этот физкультурный комплекс.

Приднестровский значок меньше по размерам. В него внесена наша государственная символика. Есть и другие отличия. Но люди, искушённые в фалеристике, да и представители старшего поколения, обязательно увидят в нём дыхание прежней эпохи. Наш значок ГТО имеет три степени, соответственно в «золоте», «серебре» и «бронзе». Или рассмотрим, к примеру, ленту того самого ордена, которым предприятие награждено в канун 30-летия. На ней цвета приднестровского флага соседствуют с полосами ленты советского ордена Трудового Красного Знамени. Им, к слову, в своё время был награждён Тирасполь. Да и по форме приднестровская «Трудовая Слава» немного напоминает трёхстепенный, опять же времён Советского Союза, орден Трудовой Славы. Конечно же, неслучайно. И отнюдь не от отсутствия фантазии у разработчиков этой награды.

В лентах тоже не может быть повторов. И здесь также есть своя система. На государственных, да и ведомственных наградах в тех или иных вариациях присутствуют цвета государственного флага, чтобы подчеркнуть, что награда именно приднестровская. Миротворческие медали, а также ордена за достижения в труде имеют ленты с вкраплениями голубого цвета – символ мирного неба (но не всегда). Например, лента недавно учреждённого ордена Екатерины Великой тоже имеет преимущественно голубой цвет, но в данном случае он является олицетворением Днестра. Часто в лентах гражданских наград используют жёлтый цвет. Опять же символизирующий мир, но уже в образе лучей солнца. Есть и традиционные ведомственные цвета. Например, у государственного таможенного комитета и министерства госбезопасности – зелёный. Если уж мы выше говорили о спорте, Сергей Николаевич показал нагрудный знак «Почётный ветеран спорта». Его лента как раз преимущественно жёлтая. По словам руководителя, дизайн знака станет основой для аналогичных наград других ведомств. Естественно, что на круглом медальоне вместо олимпийского пятиколечья будут другие символы, говорящие о том или ином виде деятельности. Госслужба по спорту в «Радуге-Стиль» заказывает весь спектр ведомственных знаков, включая квалификационные значки «Мастер спорта ПМР», кандидатские и разрядные. Причём первые, как и ордена, имеют свой номер. За этим тоже скрупулёзно следят на предприятии. Представьте, какой конфуз выйдет, если во время присвоения звания группе спортсменов выдадут знаки с одним и тем же номером.

Создание той или иной фалеристической новинки проходит несколько этапов. Сперва рождается идея. На основе её возникает концепция, в которой чётко обозначено, что должно быть изображено на ордене, медали, нагрудном знаке или на сувенирном значке. На основе концепции вырисовывается первичный эскиз. Это может быть самый примитивный набросок, где композиция будущей награды или сувенирной продукции зачастую состоит из абстрактных геометрических фигур. В таком виде он обсуждается на внутрипроизводственном совещании. Когда учтены все предложения и замечания, над проектом награды начинают работать художники и дизайнеры. Их труд выливается в цветное изображение с полной деталировкой на бумаге. Казалось бы, после этого можно изготовить пробный экземпляр в металле. Но это ещё не всё…

Какой бы скрупулёзной ни была работа, проделанная над проектом награды, от ошибок, как известно, никто не застрахован. В геральдике и фалеристике есть очень жёсткие правила. В лучшем случае знающие люди при изъянах шепнут о них на ухо. В худшем, в эпоху всеобщей интернетизации, слух о допущенных ошибках разнесётся, что называется, по всему белому свету. Далеко за примерами ходить не стоит. Очень громко в своё время злопыхатели хихикали по поводу первых приднестровских банкнот и школьных медалей с ошибками в надписях на украинском языке. И те, и другие тогда стали предметом ёрничества в иностранных журналах для коллекционеров. Иногда и с политическим подтекстом. Кто-то что-то недоглядел. Поэтому всё, что изображено и написано на продукции «Радуги-Стиль», проходит тщательную перепроверку у специалистов-филологов и у геральдистов. Предприятие с момента учреждения в республике Геральдического совета установило с ним прочные связи. Бывают, отметил Сергей Квиткевич, очень существенные замечания со стороны партнёров. Он привёл свежий пример. Сейчас «Радуга-Стиль» изготавливает юбилейные медали, посвящённые 80-летию освобождения Тирасполя от немецко-румынских захватчиков. В процессе разработки её проекта вышел небольшой казус. На реверсе изображены четыре памятника – «тридцатьчетвёрка» на Мемориале Славы, стела воинам-освободителям на Бородинской площади, монумент авиаторам на Балке и обелиск в память погибших в годы Великой Отечественной студентов и преподавателей тогдашнего Молдавского пединститута (ныне Приднестровский госуниверситет им. Т.Г. Шевченко). Орудие мемориального танка выступало за рамки отведённой ему на реверсе медали части композиции. Ствол орудия решили укоротить. Историческое несоответствие заметил председатель Геральдического совета Николай Дымченко. В итоге изображение мемориальной боевой машины на медали уменьшили, но зато сохранились пропорции прототипа.

Даже если на бумаге всё выглядит отлично, не факт, что так же будет идеально и в металле. Сергей Квиткевич показал цветное изображение юбилейной медали, посвящённой 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Эскиз впечатлил. «Уже началась работа над ней. Но жёлтый металл, который на цветном эскизе, не подошёл. Она будет изготовлена в «серебре». В белом металле медаль выглядит лучше», – подчеркнул директор ООО «Радуга-Стиль».

В октябре этого года наша республика отметит ещё один юбилей – 100-летие образования Молдавской АССР, ставшей прообразом нынешней ПМР. К этой дате планируется тоже учредить юбилейную награду. Какой она будет, директор предприятия не рассказал, заметив, что работа над ней ведётся.

Сергей Квиткевич, директор ООО «Радуга-Стиль»:

«Создание фалеристической новинки проходит несколько этапов. Сперва рождается идея. На основе её возникает концепция, в которой чётко обозначено, что должно быть изображено на ордене, медали, нагрудном знаке или на сувенирном значке. На основе концепции вырисовывается первичный эскиз. Это может быть самый примитивный набросок, где композиция будущей награды или сувенирной продукции зачастую состоит из абстрактных геометрических фигур. В таком виде он обсуждается на внутрипроизводственном совещании. Когда учтены все предложения и замечания, над проектом начинают работать художники и дизайнеры. Их труд выливается в цветное изображение с полной деталировкой на бумаге. Казалось бы, после этого можно изготовить пробный экземпляр в металле. Но это ещё не всё…


Александр Никитин.

Фото Виктора Громова.

Exit mobile version