В фойе столичной детской художественной школы им. А.Ф. Фойницкого постоянно экспонируют небольшие «просветительские выставки», дающие учащейся молодежи представление о значительных мастерах прошлого. Сейчас там можно ознакомиться с творениями и биографиями гениев японской гравюры укие-э – Киенага, Утагава, Хокусая и Хиросигэ.
Нужно признать, что большинство имен японских художников весьма редко задерживаются в нашей памяти, за исключением, пожалуй, только великого Хокусая. Его гравюры «Большая волна в Канагаве» и «Победный ветер. Ясный день» (более известная как «Красная Фудзи») для многих «интеллигентных обывателей» представляют весь мир изобразительного искусства Страны восходящего солнца. Однако на самом деле за века обособленного развития там накопилось чрезвычайно много интересного. Не зря ведь настоящими «трендами» мировой культуры стали стихи «хокку» и «танка», чайная церемония, сад камней и т.д.
Произошло это не случайно. Бывают в истории удивительные совпадения: когда в середине XIX века доселе закрытая для иностранцев, бедная, но гордая «самурайская» Япония решилась на резкий поворот в сторону «вестернизации», японское искусство неожиданно оказалась так же сильно желанно для Европы, как европейская техника – для тогдашней Японии. Но если с техникой все понятно (стремление преодолеть вековую отсталость, жажда прогресса и, в конечном счете, военной экспансии), то искусство – вопрос гораздо более тонкий и, на мой взгляд, крайне интересный. Европейские художники и писатели открыли в Японии то, к чему сами уже некоторое время стремились.
В целом это можно выразить так – изменение эстетической философии восприятия мира и человека. Возможность увидеть целую вселенную, например, в подрагивающей от легчайшего ветерка маленькой, изящной паутинке. Услышать, как падает снег в тихую погоду, как осыпаются лепестки сакуры. Запечатлеть порыв ветра, сорвавшего шляпу с головы путника. Нарисовать восход луны из-под свай неказистого деревянного моста. Или тот же мост в момент проливного дождя, да еще с борта качающейся на волнах лодки. Увидеть массу разнообразных вещей и явлений, которые раньше не считались достойными внимания художников, поэтов, писателей. Так традиционно сложилось в европейской культуре, где мерой всех вещей считался человек. Он, гордый царь природы, в искусстве тоже возвышался над всем сущим. На Востоке человек издавна понимался иначе – как созерцатель бесконечно разнообразного, но единого в своей основе потока бытия. Этот новый взгляд, первоначально воспринятый из Японии, если не полностью изменил, то заметно трансформировал нашу культуру за последние полтора столетия.
Творчество мастеров японской гравюры, особенно Хокусая и Хиросигэ, быстро обрело без преувеличения бешеную популярность в кругах тогдашней творческой элиты. Многому научились у них первые французские импрессионисты, за ними – Ван-Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек, Матисс и масса других художников. Влияние «желтолицых художников далекого Токио, стремившихся передать движение и порыв средствами искусства, по природе своей статичного» (цитата из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»), продолжается и в творчестве современных мастеров изо, включая приднестровских. Хотя давно уже стало оно таким привычным, что зачастую не осознается. Нынешняя выставка в ДХШ им. Фойницкого – как бы напоминание об источнике, давшем начало большой, полноводной реке.
Интересные факты о Японии
♦В Японии живет более пятидесяти тысяч человек возрастом более ста лет, что делает ее настоящей страной долгожителей.
♦Японский язык включает в себя четыре уровня вежливости, от разговорного до особо вежливого.
♦Японскому языку мы обязаны такими словами, как «тайфун» и «цунами».
♦Япония — страна мононациональная, более 98% ее населения составляют этнические японцы. В массе своей они относятся к иностранцам прохладно, хоть и очень вежливо и корректно. Айны – коренные жители японских островов – в небольшом количестве сохранились на самом северном крупном японском острове Хоккайдо. Абсолютное же большинство айнов либо ассимилировалось с японцами, либо было истреблено ими за многие века противоборства двух этносов и культур.
♦В состав Японии входит почти семь тысяч островов, но четыре наиболее крупных из них занимают 97% от общей площади.
♦Япония была основана как государство более двух с половиной тысяч лет назад. При этом императорская династия до наших дней так и не прервалась.
♦Официально Япония до сих пор является империей. Это единственная империя, сохранившаяся до наших дней.
♦Центрального отопления в Японии нет. При этом в северных городах зимой подогреваются тротуары, чтобы не приходилось чистить снег.
♦Задержка поезда более чем на 60 секунд в Японии считается недопустимым опозданием.
♦Ежегодно Япония переживает около тысячи четырехсот землетрясений. Большинство из них, к счастью, очень слабы.
♦Традиция совершения ритуального самоубийства в Японии до сих пор практикуется людьми, не справившимися со своими задачами и желающими «смыть с себя позор».
Олег Соснин.
Фото: www.oldbk2.com