8.5 C
Тирасполь
Суббота, 27 апреля, 2024

Популярное за неделю

Дашина молодость

Годы больших испытаний, выпавших на долю нашего народа, выдвинули...

Чтобы цирк зажигал огни

Международный день цирка отмечают ежегодно в третью субботу апреля....

Сила–в единстве

Первыми гостями нашего нового проекта «Экспертный клуб» стали представители...

Мирная жизнь фронтовичек

Наша постоянная читательница Надежда Гарага из села Фрунзе Слободзейского...

Соседи по Дикому полю

Чтобы извлечь из прошлого уроки, историю нужно знать именно такой, какой она была. В противном случае мы рискуем стать жертвой однобокой, заведомо неверной трактовки. В Приднестровье в этом плане изначально пошли по пути постижения, а не агитации. Так, еще первый Президент ПМР подчеркивал: «Мы с памятниками не воюем». Нынешний глава государства следующим образом сформулировал эту мысль: «Знание истории формирует культуру человека в целом. В Приднестровье мы гармонично объединяем историю Российской Империи, Советского Союза и Приднестровья… Причем объединяем без конфликта поколений, без обвинений предшественников в каких-либо грехах».


История многомерна. К ней не раз пробовали подобраться с линейкой, циркулем. Но всякий раз оказывалось, что реальная жизнь не вписывается в кем-то составленные графики и схемы.
Схематизм, слишком упрощенное понимание собственного прошлого – весьма опасные подводные камни на пути продвижения исследовательского судна или даже небольшой лодки, которой правит краевед-любитель. Автор настоящего очерка сам столкнулся с подобным препятствием. Причем ошибся дважды. Первый раз, когда воображал, будто история края до его вхождения в состав России слишком буквально соответствовала названию периода: «Дикое поле». Казалось бы, основания для этого были. И в то же время уже средневековые карты указывают на наличие постоянных поселений по Днестру (в нижнем его течении). На это же указывал историк Владислав Гросул в работе «Карагаш минувший и нынешний», отмечая некоторые усилия турок по заселению региона. В целом ряде приднестровских сел население было пестрым, смешанным, включая как православных, так и мусульман. Сохранились известия о татарских кладбищах на правом и левом берегах Днестра (об отдельных захоронениях говорят старожилы в селах Ташлык и Спея). В середине XVIII века сосуществование местных мусульманских властей и православного духовенства было характерно для Дубоссар, где одновременно пребывали протопоп и каймакам.
Другое дело, что жизнь переселенцев из Бессарабии, украинского населения, русских старообрядцев не была легкой, по сути, едва теплилась. Еще в 1787 году, перед самым появлением русских войск, принесших краю избавление от многовековых ужасов, ногайцы опустошили край.
Образы этих набегов (по-нагайски – «беш-баш») столь отчетливо стоят перед глазами, что весьма непросто предположить какой-нибудь компромисс в отношениях воинственных кочевников и земледельцев. Тогда как он, компромисс, был. Пусть и в некоем локальном, эпизодическом виде.
Но и тут существует опасность для краеведа. Я поддался соблазну и ошибся во второй раз, представив в одной из публикаций картину слишком идиллической.
В статье «Послания из прошлого» («Приднестровье» от 14.08.2021 г.) рассказывалось о новых находках приднестровских археологов: в числе обнаруженных артефактов не только древние, но и те, что родом из относительно близкой к нам эпохе. Так, на кургане №3 группы «Рыбхоз», представленном как «целый некрополь, действовавший на протяжении тысячелетий», были зафиксированы следы мусульманского кладбища середины – второй половины XVIII века. Но еще по раскопкам 1995 года известно, что здесь же, у села Глиное, находилось и старообрядческое кладбище того же периода. «Напрашивается вывод, – отмечалось в указанной статье, – что мусульмане и христиане близ современного с. Глиного как-то умудрялись жить бок о бок в очень непростую, нестабильную эпоху. Это в очередной раз свидетельствует о Приднестровье как о «контактной зоне» с возможностью мирного проживания на берегах Днестра представителей самых разных культур, традиций, вероисповеданий».
Однако не слишком ли заманчивая пастораль? Представим: ногайцы, зарыв топор войны, непринужденно раскуривают трубку мира с иноплеменными соседями по Карагашу… И что самое удивительное: все, как будто, сходится, факты говорят сами за себя.
В научной статье «Курганы эпохи бронзы могильника у с. Глиное на левобережье Нижнего Днестра» за авторством С. Разумова, С. Лысенко, В. Синики, Н. Тельнова, И. Четверикова (опубликована в научном сборнике «Stratum plus», №2, 2013 г.) находим все необходимые предпосылки. Так, в погребении №12 (XVIII век, впускное) на груди взрослого мужчины был обнаружен медный нательный крест. На его лицевой стороне, в обрамлении растительного орнамента, изображено восьмиконечное распятие. Неподалеку, в погребении №18, археологи обнаружили российскую медную монету, «денгу» образца 1750 года, что существенно помогает определиться с датировкой. К слову, в этом же кургане имеются и ногайские впускные захоронения.
Итак, все факты налицо. Ошибки, думаем мы, быть не может. И лишний раз убеждаемся в своей правоте, читая: «Вся южная половина кургана №1 во второй половине XVIII в. была занята кладбищем, оставленным, судя по инвентарю, русскими старообрядцами. К рассмотренному периоду относятся 35 исследованных старообрядческих погребений». Значит, христиане и мусульмане в окрестностях Глиного в самом деле соседствовали.
Но не все так просто, по крайней мере, с мотивами самих ногайцев, которые отнюдь не страдали ни миролюбием, ни веротерпимостью, ни врожденным интернационализмом. Когда я писал про скальный монастырь у с. Роги, то случайно обнаружил в «Историко-хронологическом описании церквей епархий Херсонской и Таврической» Архиепископа Гавриила (Одесса, 1848 год) весьма любопытное свидетельство о Покровской церкви в с. Чобручи (1790 год). Вот что пишет Архиепископ Гавриил: «Прежде сей церкви была тут часовня плетневая, крытая камышом, выстроенная раскольниками, некрасовцами, неизвестно когда, при турецком, впрочем, еще владении. А по выходе некрасовцев (то есть после ухода таковых. – Прим. авт.) обращена часовня в православную церковь, в которой и производилось богослужение до 1809 года; в сем же году построена нынешняя каменная».
Нам осталось совсем немного – освежить в памяти, кто же такие эти «некрасовцы». Суммируя сведения из Большой Советской Энциклопедии, Большого энциклопедического словаря, Современного толкового словаря и других источников, сказать можно следующее: «Некрасовцы, как отмечается в БСЭ (1-е издание), – секта донских казаков, которые под руководством Игната Некрасы (Некрасова), после подавления Булавинского восстания (1708 год) перебрались на Кубань. По своим религиозным убеждениям некрасовцы примыкали к расколу».
Впоследствии некрасовцы эмигрируют на другие подвластные Крымскому ханству, и непосредственно Османской империи, земли. Турецкое правительство расселяет их по Дунаю, в Добрудже и Малой Азии. Некрасовцам предоставляют ряд привилегий, взамен которых обязывают принимать участие в войнах против России.
И действительно, еще во время своего переселения на Таманский полуостров некрасовцы совершали набеги на приграничные русские земли. В 1735-1739 гг. русское правительство несколько раз предлагало им вернуться в пределы родной страны. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова с войсками. Под его натиском некрасовцы вынуждены были отступить, начав переселение в турецкие владения. В 1740-1778 гг., с разрешения турецкого султана, они расселяются по Дунаю… Вот, возможно, в этот период и возникло поселение на Днестре, в районе будущих Глиного и Чобруч.
Так, под воздействием тех или иных исторических обстоятельств, ошибок, обид, амбиций, заблуждений руководителей движения христиане влились во вражеское войско. Как писал Пушкин в «Кирджали»: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах». А вот упоминание из романа Валентина Пикуля «Фаворит»: «Было странно видеть среди конских бунчуков христианские кресты над бандами игнатов-некрасовцев, которым Турция дала политическое убежище».
Непростая для понимания, прямо скажем, драматическая страница отечественной истории… Но и с некрасовцами не все столь однозначно. За свое отступничество они дорого поплатились. В самой Османской империи потомкам переселенцев довелось пережить немало бед и невзгод, эпидемий, скитаний… В 1864 году за отказ воевать против России некрасовцы были лишены османскими властями всех привилегий. С начала ХХ века (по другим источникам – еще в ХIХ веке) они стали возвращаться на Родину, причем приток усилился после Октябрьской революции. А в 1962 году значительная группа некрасовцев, с согласия советского правительства, поселилась в Ставропольском крае. Пробыв свыше двухсот лет на чужбине, они, тем не менее, смогли сохранить многое из языка, традиций и фольклора своих предков.
История казаков-некрасовцев, во многом символичная, несомненно, заслуживает отдельного, более обстоятельного рассказа. Мы же заканчиваем свой экскурс наблюдением: историческая картина не рисуется одной краской. И нужно быть готовым к тому, что какие-то ее оттенки, грани заставят читателя отказаться от сделанных ранее, слишком поспешных выводов.

Старообрядческие кресты XVIII века (тыльная сторона).

Николай Феч.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Вопреки мнению

Сегодня многопрофильность у некоторых аграриев считается своего рода анахронизмом....

Современный этап переговоров –«искусственная кома»

Министр иностранных дел провёл открытую лекцию для студентов и...

Закон есть закон

Недавно встретила знакомого предпринимателя. Шёл грустный. Рассказал, что «попал»,...

«80 лет освобождения Приднестровья»

Так называется фотовыставка, организованная в здании ГУ «Приднестровская газета»....

Неугасима память поколений

В третий раз в ботаническом саду ПГУ прошла международная...

Архив