Домой Культура НОВЫЙ ГОД – НОВОЕ КИНО

НОВЫЙ ГОД – НОВОЕ КИНО

0

Премьеру российского исторического фильма не ждал только ленивый или индифферентный к кино: рекламу «Викинга» крутили по федеральному телевидению постоянно. «Час икс» настал: в январские дни «Викинг» показывают и в кинотеатрах Приднестровья.

Признаться, ваш автор несколько опасался, что после просмотра разрекламированного фильма его ожидания будут обмануты, поэтому с просмотром фильма в кино оттягивал. Однако все же решившись посмотреть киноленту, могу поставить ей твердую «четверку»: на мой личный вкус, был интересен и сюжет, и историческая панорама, и операторская работа. При этом, конечно, «Викинг» вызвал множество различных мнений и в российской прессе, и среди историков, а также любителей кино.

Думаю, многие наслышаны о сюжете «Викинга»: в целом режиссер Андрей Кравчук показал приход в конце X века к власти в еще языческой Руси будущего ее крестителя – князя Владимира Святославовича. В основу взяты исторические факты из «Повести временных лет», однако сюжет в некоторых деталях не соответствует историческим фактам. Фильм готовился почти 9 лет, а съемки начались в 2015 году. «Все эти годы в создаваемом вручную, собираемом буквально по крупицам уникальном мире существовали более 3000 человек: режиссёры, артисты, художники, операторы, администраторы, каскадеры, финансисты, строители и представители многих-многих других профессий», – отметил его продюсер Анатолий Максимов. В первую же неделю выхода на большой экран кассовые сборы картины достигли рекордной для российского проката суммы.

В рецензиях в качестве положительных сторон отмечали «натурализм, с которым показана языческая Русь».  Исторических неточностей в «Викинге» хватает, но их, с другой стороны, меньше, чем в аналогичных исторических фильмах Голливуда. Историки заметят больше. Я отмечу, что в X веке на Руси вряд ли могли быть арбалеты, кроме того, в древнерусской традиции не было слова «викинг», а были «варяги» (оно, понятное дело, используется для эффектности, хотя «варяг», как по мне, звучит куда эстетичнее). Не очень точно показаны мотивы похода Владимира на Корсунь: князь направил свои дружины византийскому императору в помощь от варваров, нападавших на Византию.

Сюжет фильма очень фрагментарен: это связано с тем, что авторы киноленты ставили перед собой задачу изобразить отрезок времени перед крещением Руси очень панорамно. В связи с этим перед просмотром самого «Викинга» я рекомендую перечитать исторические источники, чтобы не забывать, как зовут тех или иных персонажей. Самым спорным, конечно же, был образ князя Владимира, которого сыграл Даниил Козловский. Скажу откровенно, что мне его игра, вопреки критике, понравилась. Основной претензией рецензентов было то, что князь изображен явно не святым. Древнерусский канон изображения князя всегда был связан с идеалом человека, который справедлив, добр и необычайно силен. Само собой разумеется, в действительности все древнерусские князья были довольно-таки кровожадными и главным их развлечением были междоусобицы, в которых они нередко убивали своих родственников.

Все это без особых купюр и передано в фильме. Общеизвестный факт, что молодой князь Владимир был побочным сыном князя Святослава от ключницы. В языческой Руси он, как и другие князья, имел много жен, а также по 300 наложниц в двух городах. Он же в борьбе за престол убил своего брата Ярополка, изнасиловал полоцкую княжну Рогнеду и прочее и прочее. В итоге получилось, что сначала нам действительно показывают без прикрас темные поступки Владимира, а потом его нравственную и духовную эволюцию. Но после принятия христианства князь, по задумке режиссеров, переживает катарсис и нравственно возрождается. Естественно, что молодой и воюющий за престол князь не может соответствовать древнерусскому канону, так что не следует искать в образе, созданном Козловским, недостатков.

Главная мысль режиссера –  противопоставление языческого быта и нравов христианским. По моему мнению, она имеет право на существование, и мы не можем ее критиковать. Нельзя романтизировать образ язычников. «Викинг» Андрея Кравчука дарит нам великолепное кинопутешествие киевского князя Владимира, крестителя Руси, которое мы проделываем вместе с ним. Безусловно рекомендую этот фильм к просмотру.

Меньше внушает мне доверия фильм Федора Бондарчука «Притяжение», который приднестровские кинотеатры будут показывать с 26 января. Фантастика в стиле голливудских «Знаки» и экранизированной по мотивам Уэллса «Войны миров», только на русский лад: сюжет картины посвящён первому контакту жителей Москвы в районе Чертаново с инопланетным разумом. Будем посмотреть!

Exit mobile version