В Казахстане в областном городе Сарани есть стена дома с большим рисунком. На нём изображены два жаворонка на фоне гор. Эта картина очень ценна для местных жителей, ведь она является символическим отражением их быта. Жаворонки – это потому что в Сарани принято вставать в пять утра и идти на работу. Горы – это терриконы, искусственные сопки, созданные при добыче угля. То, что изображены две птицы, тоже неслучайно, ведь так саранцы представляют себе крепкую семью.
Этот рисунок называется муралом, и нарисовала его местная художница. Мурал, как и граффити, инсталляции, скульптуры, относится к стрит-арту. Но это не просто рисунок на стене. Чаще всего это монументальная, поражающая работа. Как, например, портрет Маршала Победы Георгия Жукова в Москве на Арбате. Его высота 19 метров, а длина – 17, и не заметить такую работу попросту невозможно. Кроме того, муралы несколько отличаются от других проявлений уличного искусства, поскольку несут в себе мысль, идею, локальный посыл, понятный местным жителям. Как в примере с жаворонками. Создай такой же рисунок не в Сарани, а в другом городе, и он уже не будет иметь такого же воздействия.
Главная же сила мурала в его влиянии на место, где он изображён, и превращении из просто художественного произведения в особое место притяжения. Так, может, стоит использовать их для создания интересных пространств? С этим вопросом наша газета обратилась к Александре Новак, художнику-муралисту. Читателям наверняка знакомы её работы: импровизация на тему картин Михаила Ларионова на частном доме в Тирасполе и роспись на здании летнего лагеря в Дубоссарах.
Многие здания на периферии городов Приднестровья попросту простаивают и словно напрашиваются, чтобы их переоборудовали в места для молодёжи. Допустим, взять территорию бывшего завода, как это часто делается в городах России, и превратить её в альтернативное пространство и культурный сектор. «При этом важно сохранить историю этого места. Оставить узнаваемые объекты, сделать инсталляции, связанные с заводскими атрибутами. Например, можно превратить старый станок в арт-объект или создать мурал, основанный на том, что в этой локации было когда-то. В него можно вложить частичку современности, отобразить преемственность, какой-нибудь местный миф или легенду», – поделилась размышлениями Александра.
Мурал не может существовать сам по себе. Художница сравнивает его с «очень красивой дамой, которая вошла в помещение». При виде такой красоты как-то хочется сразу соответствовать. «Это естественная реакция, что вокруг мурала возникает инфраструктура, делается ремонт, – пояснила Александра. – У меня был пример, когда я разрисовывала стену. Ответственные за прилегающую территорию увидели это и привели всё вокруг в порядок, даже повесили новое баскетбольное кольцо».
Муралы способствуют продвижению бизнеса, предприниматели стараются разместить свои торговые точки как можно ближе к таким арт-объектам. Также рисунки, на которых отображена история, традиции и ценности жителей, помогают в развитии городского бренда и внешнего туризма. Такие места турагенты обязательно включают в маршруты. Подобным эффектом обладают советские фрески, которые сейчас взяты государством под особый контроль, но когда-то и они были искусством современников, каким могут стать создаваемые в наше время объекты стрит-арта.
Молодые люди готовы приложить руку к созданию культурных пространств. Но без государственной или частной поддержки они не смогут воплотить свои замыслы, а если попробуют сделать это без согласования, то могут быть обвинены в хулиганстве. Поэтому они ищут контакты с администрациями городов и районов, с собственниками бизнесов и ждут возможности проявить себя и сделать жизнь таких же, как они, капельку интереснее.
«Художник видит место, в котором живет, и чувствует ментальный портрет общества. Нужно только довериться сообществу молодых профессионалов, их вкусу, идеям и мыслям. Художник сможет собрать этот пазл, эту метафору и сделать нечто, что отзовётся в душе каждого. Когда ты воплощаешь наш культурный код, он интуитивно считывается с первого взгляда, в этом его уникальность. И мурал обладает всеми этими возможностями», – рассказала Александра Новак.
Во всём мире реализуют проекты по созданию креативного ландшафта, к работе над которыми привлекают молодых художников. Именно они формируют облик города, в котором им жить, это их дом, их родные улицы. И нет лучшего способа добиться этого, чем дать возможность украсить знакомые с детства стены и этим изменить как облик, так и жизнь любимого города.
Роман Трощинский.
Фото из архива Александры Новак.